«Как научиться понимать и истолковывать смысл того, что тебе приснилось? Один батюшка учит тому, что сновидения — это происки лукавых, но ведь и святым старцам снились сны. Неужели и они насылались бесами?».

Нередко у подростков возникает ничуть не меньше вопросов о вере, чем у маленьких детей, однако, к сожалению, подростки гораздо чаще стесняются их задавать. И тем радостнее, когда тот или иной вопрос всё же озвучивается.

На вопрос о снах, заданный тринадцатилетним мальчиком, ответил протоиерей Александр Елатомцев:

«…Сперва давайте постараемся понять, что же представляют из себя сновидения в принципе. С научной точки зрения, снами называются особые состояния нашего тела. Когда мы спим, отдельные мозговые отделы «отдыхают», а иные — продолжают функционировать, но, если можно так выразиться, в “необычном режиме».

Во сне мы не прекращаем мыслить, не прекращаем о чём-то вспоминать, но только это происходит совсем не так как в те моменты, когда мы бодрствуем.

Более подробно об этом рассказывается в медицинских и биологических справочниках, однако я заговорил об этом лишь для того, чтобы доказать — никакой мистики в процессе сна нет, и сны мы видим по естественным и объяснимым причинам.

Другой вопрос — это трактовка сновидений и отношение к ним с точки зрения религиозной. Ведь всё то, что происходит с нами в моменты сна или бодрствования, напрямую относится к нашей духовной жизни.

И вот тут нужно остановиться на серьёзной опасности, подстерегающей каждого верующего человека, а опасность эта заключается в надумывании — мы часто придаём своим сновидениям тот духовный смысл, коим они и вовсе не обладают.

Да, Библия учит нас тому, что Небесный Отец может посылать нам особенные, пророческие сновидения. К примеру, Ветхозаветный текст рассказывает нам о снах, которые видели Иосиф Прекрасный и его отец Иаков.

-2

Новый Завет тоже затрагивает тему снов — вспомним, например, о сновидениях, которые видел Иосиф Обручник, супруг Приснодевы Марии. Во сне он получил откровение, которое подсказало ему, как обращаться с Марией и новорождённым Христом, как заботиться о них и ограждать от бед.

Но, в то же время, Предание учит нас тому, что бесы способны посылать христианам искусительные, греховные сновидения для того, чтобы навредить их душам. Однако и истинно Божественные, и истинно лукавые сны могут сниться нам очень редко — подобные вещи чаще всего происходят именно с Угодниками Божьими, но не с мирянами.

Как правило, наши сновидения — это просто сновидения, не имеющие под собой какой-то особой подоплёки. И если Вам запомнился тот или иной сон, не нужно тут же пытаться отыскать в нём какой-то скрытый смысл, заложенный Господом, или, напротив, дьяволом.

Порой сновидения помогают нам взглянуть на некоторые вещи по-новому или разрешить какие-то сложные задачи (как, к примеру, в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, увидевшем во сне химическую таблицу) — но это происходит не потому, что так решил кто-то свыше, но из-за нас самих, из-за наших же мыслей. И в этом нет ничего сверхъестественного и мистического.

Но если мы начнём ждать каких-либо потусторонних откровений во снах, то это, вероятнее всего, закончится бедой. Подобные состояния Святые Отцы называют «прелестью» (от слова «лесть»).

Православное Предание описывает множество случаев, когда святым подвижникам во снах являлись Небесные Ангелы, велевшие преклониться перед ними и обещавшие взамен за это щедрые духовные дары или встречу с Самим Отцом Небесным.

И если святой верил Ангелу, преклоняя перед ним колени, то это грозило ему духовной погибелью. Но если же он, напротив, проявлял трезвость ума и смиренность, взывая в этот момент к Богу, то «Ангелы» тотчас принимали своё истинное обличье, потому как, на самом деле, являлись замаскировавшимися бесами.

Об этом же предупреждает нас и преподобный Амвросий Оптинский:

Если нам кажется, что во сне к нам и впрямь является Господь, Царица Небесная, Ангелы, или, наоборот, бесовщина всякая, впору задуматься — а не слишком ли много мы о себе мним?

Подвижники, о которых я упоминал выше, обладали поистине огромной духовной силой. Они были уже близки к святости, а потому и лукавые интересовались ими особенно — уж слишком велик был соблазн загубить их праведные души.

Мы же, будучи обычными в духовном плане людьми, не представляем для них подобного интереса, а потому и сны наши им посещать, в общем-то, незачем. Они и без того убеждены в том, что мы, будучи людьми грешными, и так им принадлежим.

Однако, если с кем-то из нас действительно произойдёт подобное редчайшее явление (а точнее — даже чудо) в виде откровения Божьего во сне, то, пробудившись, у нас не будет ни малейших сомнений в том, что это откровение — от Господа. Но лично мне подобные сновидения не снились.

Что же касается батюшки, считающего, что наши сновидения — это происки дьявола, то, я думаю, он имел в виду не то, что каждый наш сон — это бесовские происки, но то же, о чём говорю и я: не следует придавать сновидениям особые смыслы, стараясь разглядеть в них какие-то особенные Божественные указания.

Приснился сон — ну и приснился, будем жить дальше».