Во всех ли случаях истинный христианин должен проявлять смирение? Неужели нужно молчать и терпеть, когда Вам необоснованно грубят, кричат на Вас или обманывают? И будет ли грешно в подобных обстоятельствах заступиться, защитить самого себя?
Некоторые священнослужители считают, что дозволительно ставить своих обидчиков на место – однако делать это необходимо мягко, не отвечая грубостью на грубость, но ограничившись простым замечанием.
Другие батюшки, напротив, рекомендуют помнить о том, что счастливые люди не станут злиться и грубить, а потому своих обидчиков нужно жалеть, но не злиться на них.
А по мнению протоиерея Димитрия Смирнова, иногда заступаться за себя не только можно, но и нужно:
«…Не во всех случаях стоит подставлять обидчику «вторую щёку», однако же Ваши действия должны быть исполнены спокойствия и смирения. Ни в коем случае не гневайтесь – в противном случае, даже самые добрые и светлые чувства, которые Вы стремитесь донести, будут исковерканы и неверно истолкованы. Смирение не имеет критериев.
Существует только Ваш уровень близости к Господу. И, чем Вы смиреннее, тем Вы ближе к Небесному Отцу. Смирение должно проявляться в любых жизненных обстоятельствах, что бы ни происходило.
Стать смиреннее поможет регулярное чтение Евангелия, жизнь в согласии с заповедями Господними, а также горячее, подлинное стремление к Богу. Не забывайте и о молитвах – просите Бога помочь Вам обрести смирение, а также чаще его проявлять.
Просите научить Вас истинной христианской любви и милосердию. Возможно, испытания будут посылаться Вам в виде скорбей или недугов, неприятных людей или иных жизненных трудностей, однако, в конце концов, Вы научитесь смиренности и полюбите своих ближних.
Тогда и к строгому, раздражительному начальнику, и грубому водителю, и к шумным соседям Вы станете относиться совсем по-другому. Научившись терпеливости и смирению, Вы не станете роптать и ненавидеть.
Напротив, Вам захочется сделать обидчику что-то доброе, лишний раз проявить любовь и милосердие. Не забывайте о том, что смиренность – это духовное качество, проявляющееся в бескомпромиссном принятии нами воли Божьей.
И именно оно помогает нам всю свою жизнь провести в трудах, угодных Господу».
Однако же некоторые верующие люди, считающие себя по-настоящему смиренным, на самом деле не понимают, что представляет собой подлинное, Богоугодное смирение.
Но как и чем ложная смиренность может навредить нам?
Отвечает на этот вопрос православный психолог Дмитрий Семеник:
«…Я нередко консультирую христиан, чья жизнь была разрушена из-за ложного понимания смиренности. Такой человек и семью может создать с лёгкостью, не задумываясь, кого он выбрал себе в спутники жизни, и проработает всю жизнь на работе, которую терпеть не может, не обращая внимания на свои физические и духовные недуги.
Он не станет подавать на развод, даже когда такой поступок оправдывается Церковью (к примеру, при алкоголизме, насилии или опасном психическом заболевании партнёра). И такому человеку, как показывает практика, легче всего впасть в грех.
Вся жизнь таким людям кажется сплошным наказанием. Они не ищут ничего хорошего, так как, по их мнению, это грешно. И заповедь Господня «Непрестанно радуйтесь!», в их понимании, дана кому-то другому, но точно не им.
Однако же все мы пребываем в состоянии, именуемом «прелестью». Быть слишком высокого о себе мнения – прелесть, но ровно в той же мере, как и мнить себя ничтожеством.
Каждому человеку нечистый старается внушить те помыслы, которые с ним эффективнее всего сработают, наверняка воспрепятствовав его совершенствованию и стремлению к Богу.
Человек с непомерным самомнением уверен, что он уже и так во всём хорош, а человек, упивающийся лжесмиренностью убеждён, что совершенствоваться бессмысленно – он ведь уже и так бесповоротно погиб.
Узнаёте себя? Не пугайтесь – лжесмирение можно и нужно искоренять.
В первую очередь, в подобном случае Святые Отцы советуют возносить благодарственные молитвы.
Произносите: «Слава Тебе, Господи, за всё!» в любых непростых обстоятельствах. Привыкнув благодарить Небесного Отца, Вы перестанете впадать в уныние и роптать, осознав, что всё происходящее, как и Сам Господь, стоящий за нашей жизнью, действует нам во благо, приближая нас к Спасению.
Кроме того, задумайтесь о своих отношениях с Господом.
Каким Он Вам представляется – милосердным, или, напротив, строгим и твёрдым? Как Он судит — справедливо или милостиво? Замечаете ли Вы Его спасительную руку в каждом приятном или непростом жизненном обстоятельстве?
Если Вы редко обращаетесь к Евангелию, у Вас в голове не сложится достоверного образа Небесного Отца. Приучайте себя читать Евангелие регулярно – только таким образом Вы станете истинным сыном или дочерью Господа и воспитаете в себе подлинное смирение.
В том случае, если Вы обращаетесь к Священным текстам достаточно часто и не страшитесь духовной борьбы, но Ваш Спаситель всё ещё довольно строг и недоступен, поможет психология.
Даже если Вам не по себе от мысли о посещении психолога, подумайте: что именно внутри Вас противится восприятию образа Господа, описанного в Евангельских текстах?
Вероятнее всего, это нечто, не поддающееся логическому обоснованию, что-то глубокое, приобретённое ещё в детстве.
Нередко образ Небесного Отца мы ассоциируем с образом земного отца или же отчима. Подумайте о нём и сравните этот образ с Вашим представлением о Господе.
Если же Вы вообще не помните, каким был Ваш отец, на ум тотчас придёт образ матери или тех, кто Вас воспитывал – именно эти люди и сформировали Ваше подсознательное мироощущение, а также представление о том, какими являются «высшие силы».
Подобные «детские» образы и накладываются, в конце концов, на наше фактическое представление о Небесном Отце. А успешно прорабатывают эти образы именно психологи».