Каин не был первым человекоубийцей. В Библии сказано, что человекоубийца от начала — это дьявол.
Кого же он убил? Дьявол стоит за каждым преступлением, которое совершают люди. И Каин не убил бы своего брата Авеля, если бы за ним не стоял бы дьявол, который хочет вносить в наш мир некую дисгармонию, потому что дьявол страшно завидует нам.
Почему? Дьявол создан, как и все ангелы, из божественного света. Из божественного света. И когда-то дьявол был светлым ангелом.
Иоанн Дамаскин пишет, что ему, дьяволу, была доверена наша планета. Дословно он пишет:
«Весь земной чин был верен ему».
То есть до своего падения дьявол был, ни больше, ни меньше, ангелом-хранителем планеты Земля. Он создан из божественного света, как и все ангелы. После падения дьявола и тех, которые последовали за ним, Бог творит новые существа, людей, и творит их из праха земного, что могло вызывать пренебрежение со стороны падших ангелов.
И Бог ставит человека владыкой этого мира, земного мира, и вверяет человеку весь земной чин. Бог говорит:
«Владычествуйте и господствуйте над этим миром».
И вот это была трагедия для дьявола и сил зла. Они, созданные из света, лишены возможности господствовать в этом земном мире, а созданные из праха заняли их место, поэтому жгучая зависть перенаправляет их, причём сама их природа, остаётся светлой истиной, потому что их падение не касается их природы.
Природа всегда остаётся светлой. Если даже падшие духи сохраняют истинную природу, их выпадание происходит, потому что они стали иметь ложные представления о себе и о Боге.
Как блаженный Августин поясняет: «Нет никакой другой причины падения дьявола и других ангелов, кроме их стремления к благу любви». Как это так? Если мы скажем, что причиной их падения является гордость, а гордость — уже грех, то возникнет вопрос: а гордость почему возникла, какая причина?
И так можно до бесконечности. Получится языческий дуализм. Как бы вечно существует и добро и зло. Но это не так. Добро изначально. И природа каждого существа, она изначально хороша весьма. Поэтому то, что произошло с этими духами, на славяно-русском языке называется «перелюбил» или «прелюбодеяние». Но здесь слово «прелюбодеяние» можно взять в кавычки.
Что такое «прелюбодеяние»? Вот это славяно-русское слово, что оно означает? Само стремление одного человека к другому, вот это сексуальное чувство, оно вполне законно. Если юноши начинает испытывать романтические чувства к девушке, они начинают писать стихи, как будто дыхание Эдемского сада коснулось их.
Помните, когда Адам впервые увидел свою жену, он говорит: «Вот это плоть от плоти моей, жена от мужа». На еврейском языке слово муж — это «иш», жена — это «иша». Эти слова, они рифмуются. Иш — иша, иша — иш. То есть поэтическое чувство впервые проявляется, мы это видим в Библии, когда Адам видит Еву.
Поэтому первая влюблённость между юношей и девушкой тоже сопровождается поэтическим светлым чувством, и это законно, если это законно оформляется. Но если они впадают в прелюбодеяние, славяно-русское слово «прелюбодеяние» означает «перелюбил», то есть выходят за границы дозволенного. Это уже состояние блуда.
Так вот, эти злые духи до своего выпадания из духовного мира, они были добрыми духами, и они воспевали Бога. Что имеет в виду Августин, когда он говорит:«Нет никакой другой причины их падения, кроме их стремления к благу любви, то есть к Богу».
И считается, что Люцифер так воспевал Бога, что в какой-то момент он настолько приблизился к Богу и в экстазе любви религиозной…
А что такое любовь? Это желание приблизиться к объекту любви, насколько это возможно. И вот в экстазе такой религиозной любви он потерял ощущение дистанции между собою и Богом, а дистанция существенная.
Ветхозаветные пророки прямо говорят, что дистанция между Творцом и всем творением – это как дистанция между горшечником и горшками, которые он делает своими руками. Конечно, если это искусственный горшечник, мы по амфоре, по горшку можем оценить его таланты. Как Павел пишет:«Мы познаём Бога невидимого через рассматривание творений видимых». Но в то же время, если горшок возомнил себя быть равным горшечнику – это падение.
О Христе сказано, что для него не было хищением мнить себя подобным Богу, потому что Он сам есть Бог, свет от света, Бога истина, от Бога истина. Так вот, для дьявола, в случае с Люцифером, это было хищение, он замахнулся на достоинство Творца.
И происходит выпадание его из духовного мира и тех ангелов (считается, что треть ангелов пали), которые последовали за ним. И мир, который оказался без Бога, мир падших людей, он не был лишён надежды на спасение, потому что сразу после грехопадения Бог даёт людям Евангелие.
Евангелие – это благая или радостная весть об Иисусе Христе. И это Первое Евангелие звучит в раю, оно предназначено для людей, но как некий воинский призыв звучит по отношению к змею, как некий воинский призыв, когда Господь говорит:«И вражду положу между тобою и женою».
Это извечная вражда сил зла со Святой Церковью, невестой Христа Жениха. «Между семенем Твоим от семени дьявола те, которые последуют ему, и между семенем её».. Здесь говорится как об одном. Что это за женское семя? Это указание на то, что без участия мужского семени придёт тот, который сокрушит голову змея.
«Ты будешь жалить его в пяту (пята — это слабое место, у Христа — это человеческое тело, которое было избито, оплёвано, распято, умерщвлено). Он будет сокрушать твою голову». Христос сокрушил идеологию язычества, то есть неправильного представления о Боге, идеологию зла, идеологию дьявола. Ведь после того, как люди поверили змею больше, чем Богу, происходит выпадание людей из духовного мира.
Текст основан на видео с канала «Священник Игорь Сильченков»