Православное вероисповедание, на первый взгляд схожее с католическим, на самом деле во многом от него отличается. Однако же знают о том, в чём конкретно состоят эти различия, далеко не все христиане. Более того – многим неизвестны истинные причины разделения Церкви надвое.
Так чем же именно мы так сильно отличаемся друг от друга?
В первую очередь, следует упомянуть о различиях в крестах: мы по-разному изображаем как сам крест, так и распятие. Раннехристианская традиция насчитывала около шестнадцати различных видов креста, однако в наши дни четырёхконечные кресты принято ассоциировать с католической верой, а шестиконечные или восьмиконечные кресты – с Православной.
При этом фразы на табличках, изображённых на крестах, остаются одинаковыми – различается лишь язык, на котором пишутся слова «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Католики, как и Православные румыны, привыкли видеть эту надпись на латыни, в виде аббревиатуры «INRI». Некоторые Восточные Церкви используют аббревиатуру на греческом языке, но в привычном нам Церковнославянском варианте она пишется как «I.Н.Ц.I».
Подобная манера написания была утверждена в нашей стране после реформ Никона, а до этого на табличках писалась следующая фраза: «Царь Славы». Подобное написание до сих пор предпочитают использовать старообрядцы.
Кроме того, отличается и количество гвоздей, изображённых на Православных и католических распятиях: католики убеждены, что гвоздя было три, а Православные христиане уверены, что четыре.
Однако самым основным различием является изображение Самого распятого Спасителя: католики изображают Христа реалистично – израненным и истекающим кровью, с терновым венцом на голове и провисшими руками.
Православные же христиане, напротив, избегают подобной реалистичности в пользу символизма – Спаситель в нашем понимании является олицетворением победы жизни над смертью, Духовного над физическим.
Крестятся католики и Православные тоже по-разному. Мы привыкли креститься с правой стороны на левую, а католики – наоборот. Подобное различие связано с утверждением нормы крестного знамения папой Пием Пятым в тысяча пятьсот семидесятом году:
«…Тот, кто благословляет сам себя, должен начертать крест по направлению от лба к грудной клетке, а затем от левого плеча к правому».
В Православии же сначала было принято креститься двумя пальцами, а затем – тремя. Однако же о том, что осенять себя крестным знамением необходимо с правой стороны на левую Отцы Церкви писали и говорили во все времена.
Приверженцы католицизма крестят себя сразу пятью пальцами – в их понимании это является олицетворением «язв на теле Спасителя»: двух — на руках, двух – на ногах, и ещё одной, нанесённой копьём. Мы же, в свою очередь, привыкли креститься тремя пальцами, что символизирует в нашем понимании Святую Троицу.
В то же время безымянный палец и мизинец мы прижимаем к ладони (в память о двойственной природе Спасителя – божественной и человеческой). Однако румыны считают, что два оставшихся пальца олицетворяют не природу Христа, но Адама и Еву, припавших к Святой Троице.
Расходимся мы и в понимании основополагающих Церковных догматов, а именно – в восприятии так называемых «Сверхдолжных заслуг Святых». Православные христиане не признают учения католиков о «Сверхдолжных заслугах».
Согласно этому учению, католическими Святыми была оставлена неисчерпаемая сокровищница, наполненная «сверхдолжными благими делами». Таким образом, каждый грешник может использовать эти богатства для собственного Спасения. Распоряжается этой сокровищницей сама Католическая Церковь и главенствующий на данный момент папа Римский.
Глядя на усердие грешника, папа может поделиться с ним духовным богатством – в противном случае, у грешника просто не хватит собственных благодеяний для Спасения. Также с понятием «сверхдолжных заслуг» тесно связано понятие «индульгенции». Воспользовавшись правом индульгенции, человек, внеся определённую сумму, может избежать кары за те или иные прегрешения.
Кроме того, католики искренне верят в непогрешимость папы Римского. Данный догмат был провозглашён католическим духовенством в конце девятнадцатого века, восемнадцатого июля тысяча восемьсот семидесятого года.
Таким образом папа, являясь главой Церкви и определяя её учение, становится непогрешимым – иными словами, он просто неспособен пребывать в заблуждении. Подобное качество в понимании католиков – это дар, пожалованный папе самим Святым Духом не как человеку абсолютно безгрешному, но как наследователю Апостола Петра.
До сих пор понтифик лишь единожды воспользовался данным правом при провозглашении нового учения: в тысяча девятьсот пятидесятом году Пием Двенадцатым был озвучен догмат «о Вознесении Пресвятой Богоматери».
Впоследствии данный догмат был официально утверждён догматической Церковной конституцией. Однако ни один из этих догматов не был принят Православной Церковью. Также она отвергает и догмат «о Непорочном Зачатии Богоматери».
Расходятся наши представления и о понятиях «чистилища» и «мытарств». Католики уверены, что после смерти дух человека оказывается в чистилище – некоем промежуточном этапе между раем и адом. Православная Церковь не признаёт существования чистилищ, однако же говорит о важности молитв за почивших.
Православные христиане верят в учение о «воздушных мытарствах» — то есть неких преградах, которые должен преодолеть дух усопшего на пути к Небесному Отцу.
Сопровождают дух христианина в этом момент двое Ангелов, а мытарствами, которых насчитывается около двадцати, заведуют нечистые, стремящиеся искусить христианина и забрать его с собой в ад.
Феофан Затворник считал, что
«…Насколько бы дикой нам не казалась сама мысль о существовании мытарств, их прохождения никому из нас не избежать».
Католики же, напротив, подобное учение отвергают. Но, пожалуй, одним из главных расхождений между Православными и католическими христианами является восприятие такого термина, как «филиокве» (от латинского – «и Сына»).
Это понятие в одиннадцатом веке было добавлено католиками в перевод латинского «Символа веры» в догмат «О Троице». Иными словами, приверженцы католицизма считают, что Святой Дух исходит не единственно от Бога-Отца, но и от Отца, и от Сына.
Само понятие «филиокве» было добавлено в «Символ веры» ещё в восьмом веке, что вызвало всплеск негодования со стороны Православной Церкви. Впоследствии «филиокве» и стало «яблоком раздора» между католиками и Православными христианами, ставшего причиной окончательного разделения Церкви на Православную и Католическую. Произошло это разделение в тысяча пятьдесят четвёртом году.
Однако современное католическое Богословие стало относиться к термину «филиокве» иначе. К примеру, шестого августа двухтысячного года Католическая Церковь опубликовала декларацию авторства папы Бенедикта Шестого, в которой «Символ веры» был приведён без понятия «филиокве».
Но, так или иначе, ни одного официального соборного решения после публикации данной декларации не последовало, а потому термин «филиокве» на данный момент по-прежнему остаётся общепризнанным и утверждённым в католицизме.
Но самое основное различие между Православием и католицизмом кроется в понимании того, кто на самом деле является главой Церкви – Православные Христиане убеждены, что главенствует над Церковью Сам Спаситель, а католики считают, что первенство в этом вопросе всё же остаётся за видимым наместником Христа, папой Римским.