Почему если Бог есть, то Он не избавит от болезни, почему умирают дети, и вообще, наверное, почему в мире есть зло?

Этот вопрос является самым главным вопросом православной антропологии, вопросом, над которым бились многие богословы, на который пытались отвечать многие святые отцы. И мы должны с вами признать, что точного ответа на этот вопрос не существует.

Почему не существует точного ответа?

Потому что мы с вами не можем сказать, что знаем точно помысел Божий о каждом человеке. Более того, мы даже не можем сказать, что знаем помысел Божий о себе самих.

И вот, наверно, одна из задач православного человека — принять то, что Бог посылает, и согласиться с этим. Когда мы с вами читаем молитву Отче наш, в ней содержатся такие слова:

«Да будет воля Твоя как на земле, так и на небе».

Что мы говорим этими словами? Мы говорим так:

Господи, у меня есть свобода. Я более или менее могу выбирать в своей жизни хорошие дела, плохие дела, очень плохие дела, очень хорошие дела. Но, Господи, возьми мою свободу и сделай так, как мне будет лучше».

Это подразумевает, в том числе, если болезнь какая-то (в том числе смертельная) будет для меня лучшим вариантом, то пусть она будет.

Главное, чтобы была спасена моя душа, потому что в эти слова можно вложить такое понимание.

И, соответственно, когда мы с вами видим то зло, которое творится в мире, идут войны, идут болезни, эпидемии, какие-то стихийные бедствия уносят жизни, или уж совсем страшные вещи происходят, когда погибают дети или умирают, мы должны с вами понимать, что многое, что мы называем злом, почти всё, что мы называем злом, зависит от нас самих, от людей.

Бог дал человеку свободу воли, Бог дал человеку разум, Бог дал человеку все способности для того, чтобы он мог преодолевать зло в самом себе.

Когда Василий Великий рассуждает о том, где же находится зло в мире, он начинает рассматривать природу, животный мир, растения, а потом переходит на человека, и в человеке начинает разделять тело человека.

В нем ли зло? Оказывается, нет.

Ищет в душе человека и где-то еще. И он доходит до человеческой воли. И он говорит:

«Вот как раз в этой сфере человека, где он решает, с кем ему быть: с Богом или сатаной, кого слушать больше, и происходит выбор в пользу зла очень часто в человеческом обществе».

И поэтому, если мы с вами рассмотрим появление этого зла по отдельности, мы увидим, что очень многое зависит от нас.

  • Например, в мире идут войны. Разве в войне виноват Бог? Войну обычно затевают люди, которые не могут между собой договориться.
  • Или когда совершаются преступления, кто совершает эти преступления: Бог и люди? Опять мы с вами приходим к выводу, что в данном случае люди являются источником этого зла.

Что мы можем сказать о Боге?

Бог дал нам свободу, и у каждого человека эта свобода есть. Иногда Бог вмешивается в нашу жизнь даже сверхъестественным образом. Мы называем такое вмешательство чудом.

Но чудо, оно на то и чудо, что это — не обыденность, не реальность.

И когда некоторые люди делают вывод об отсутствии Бога на том основании, что зло есть, они несколько, скажем так, нелогичны. Потому что наличие в мире зла никак не доказывает отсутствие Бога.

Если мы с вами читаем Евангелие, то видим, что Христос сам прошел через опыт страданий, боли и смерти, и поэтому, что мы можем сказать людям, которые, наблюдая всё, что происходит в нашем мире, колеблются в вере?

Мы можем сказать только одно, точнее два.

  1. Первое: что Бог есть любовь, Бог — наш Отец, несмотря ни на что, и Бог нас любит, и когда мы молимся, на наши молитвы Бог всегда отвечает, только не так, как мы ожидаем этого очень часто.
  2. А во-вторых, мы с вами должны понять, что многое в этой жизни зависит от нас самих. Понятно, что это касается людей взрослых, то мы действительно сами несем ответственность за себя.

Что касается смерти детей, например, от тяжелых болезней, это действительно один из самых страшных вопросов, и даже многие богословы такие вопросы называют проклятыми.

Что такое проклятые вопросы в богословии?

Это те вопросы, на которые ответ четкий может дать только Сам Бог. Потому что всё, что мы в этом случае можем предложить, — это будут наши гипотезы, мнения. Мнений достаточное количество, что, действительно, Бог безгрешных детей забирает, потому что, в конце концов, смысл жизни любого человека — это спасение души.

Существуют и другие какие-то гипотезы. Мы сейчас об этом говорить не будем.

Если мы с вами сподобимся встречи с Богом, наверно, мы сможем Его спросить:

«Господи, объясни, пожалуйста, какой твой замысел был об этих детях, которые рождаются больными, или которые умирают в утробе матери, о детях, которые становятся жертвами каких-то преступников».

На этом свете, наверное, ответа на этот вопрос мы не узнаем. Но не переставайте доверять Богу. Очень часто доверять Богу тяжело, да практически всегда. Верить же в Бога не так тяжело.

Для этого есть даже, скажем так, такие темы и средства, о которых нужно подумать, чтобы как-то в себе эту веру возгреть.

А вот доверять Богу, думать и считать, что всё, что со мной происходит, так и должно быть и мне на пользу, это действительно замысел Бога обо мне, очень тяжело. Пусть каждый из нас, несмотря на количество зла в мире, никогда не забывает, что Бог есть любовь, и в итоге добро всегда победит любое зло.