В тысяча пятьсот девяносто пятом году Уильям Шекспир написал «Ромео и Джульетту» — великую трагедию, рассказывающую читателям о крепкой, взаимной любви, а также о том, как людская озлобленность, подлость и своекорыстие помешали молодой паре создать семью.

Многие из нас знакомы с сюжетом «Ромео и Джульетты», но не все знают и о другом, не менее трогательном и сильном произведении – «Повести о Петре и Февронии».

Она рассказывает о том, как сильные чувства, претерпев множество испытаний и сложностей, в итоге приводят к созданию крепкой семьи.

Петру и Февронии, как Ромео и Джульетте, также пришлось бороться с человеческой злобой и ограниченностью. Однако муромским святым в итоге удаётся создать семью, в которой царят любовь, верность и взаимопонимание.

И, если сравнивать оба эти произведения по смыслу, становится очевидно, что история Петра и Февронии, в определённом смысле, не менее значима и поучительна, нежели чем повесть, «печальнее которой нет на свете».

Ведь если любовь, в конце концов, не приводит пару к созданию семьи – это, так или иначе, трагично.

Безусловно, семейная жизнь таит в себе немало трудностей, однако же если семья всё-таки не формируется, то люди живут вразрез с волей Божьей. Неспроста Библия говорит нам о том, что «человеку нехорошо быть одному».

В наши дни очень сложно было бы отыскать первые полные издания «Ромео и Джульетты», так называемые «первые фолио». И, если обратить внимание на экземпляры, собранные в библиотеках, можно заметить, что некоторые страницы книги особенно зачитаны и потрёпаны: речь идёт об отрывке, представляющем сцену в саду, или «сцену на балконе».

Это говорит о том, что слова любви, столь мастерски написанные Шекспиром, непревзойденны по своей силе, чувственности и красоте. Однако же великая любовь, в итоге, погибает из-за греховной глупости и злобы близких Ромео и Джульетты, мечтавших положить ей конец.

История Петра и Февронии не менее поучительна – она содержит в себе несколько удивительных и значимых мест, которые сегодня нередко называют «четырьмя уроками муромских святых».

В первую очередь, стоит обратить внимание на момент исцеления князя Петра – Феврония излечивает его после того, как он побеждает дракона. Это говорит о том, что нам недостаточно быть «победителями» — даже самые доблестные победы не очищают нас от зла.

Мы можем побороть его только в том случае, когда обретаем целостность – соединяемся в любви с дорогим нам человеком и создаём с ним семью.

В наши дни многие смеются, когда читают старинные книги – нам забавно оттого, что в те времена любовные романы неминуемо оканчивались бракосочетанием. Мы не задумываемся о более глубоком смысле, важнее которого может быть только окончание в духе:

«…И жили они долго и счастливо, и умерли в один день»

(к слову, именно так и заканчивается повесть о Петре и Февронии).

Кроме того, ключевым моментом является выбор Петра, на который его толкают муромские бояре: он должен предпочесть семейную жизнь власти или наоборот. И, предпочтя семью, Пётр остаётся верен подлинной ценности, без которой дальнейшая его реализация становится невозможна.

Впоследствии бояре изгоняют Петра и Февронию из города, однако вскоре они вынуждены просить семейную пару вернуться – данный эпизод как бы намекает на то, что без участия семьи построение полноценного, достойного общества невозможно.

Кроме того, эта сцена демонстрирует нам, что борьба с озлобленностью и подлостью силовыми методами бессмысленна, так как Господь, так или иначе, воздаст по заслугам каждому из нас.

И, говоря языком современности, стоит признать, что в отношениях между Петром и Февронией не всегда всё было «гладко» — прежде всего, Петру нелегко далось решение о женитьбе на простой женщине, ведь он был князем. Кроме того, и предложение Петра не отличается каким-то особым, пылким чувством.

Однако последовавшее затем изгнание, можно сказать, «зацементировало» их союз – они прошли это нелёгкое испытание вместе, рука об руку.

Сегодня нам странно читать о том, что пара сначала вступает в брак, и только после этого между мужчиной и женщиной возникает любовь. Нам подобный союз кажется каким-то неправильным и нелогичным… Однако именно этот момент повести является наиболее показательным и значимым.

Мы привыкли думать, что любовь – это основа близких отношений между людьми. После этого может произойти всякое: чувства могут угаснуть, и тогда пара расстаётся, ведь отношения – дело добровольное, и без взаимности они не имеют смысла.

Однако же это пылкое, возгорающееся в самом начале чувство правильнее было бы счесть влюблённостью. В дальнейшем она может перерасти в любовь, а может и угаснуть. Но для того, чтобы пылкая влюблённость всё-таки стала настоящей, крепкой любовью, она должна «закалиться».

Не цветами, подарками или романтическими вечерами, но жертвенностью, готовностью поставить чей-то интерес выше своего собственного. Только в таком случае возможно обрести по-настоящему глубокое и сильное чувство. Семья – это, в первую очередь, сонаправленность и готовность идти друг другу навстречу.

Пётр и Феврония действительно существовали, став впоследствии историческими личностями. Шекспир же мастерски заимствовал Ромео и Джульетту из итальянского произведения.

Умаляет ли этот факт ценность их истории для нас? Отнюдь – и об этом свидетельствуют истёртые странички, на которых юные супруги, обречённые на погибель, разговаривают о взаимном, глубоком чувстве, связавшем их.

В книге «Апокрифы», написанной Карелом Чапеком, есть одно занимательное упоминание о Шекспировской трагедии.

Так, некий юный англичанин, бывший современником Шекспира, отправился путешествовать по Италии. Приехав в Верону, юноша попадает под проливной дождь, и один добросердечный монах пригласил его зайти под крышу и переждать, пока дождь закончится. Юноша рассказал монаху о том, насколько дорог ему этот город из-за воспоминаний о трагедии, написанной Шекспиром.

Монах же, выслушав молодого человека, возразил: на самом деле история Ромео и Джульетты закончилась совсем иначе. Они действительно были влюблены друг в друга, однако Ромео был настоящим шалопаем, и, ранив Париса, впоследствии сбежал в Мантую.

Джульетта же вскоре вышла замуж за графа Париса. Так девушка стала достойной женой и отличной матерью — вместе Джульетта и Парис воспитали восьмерых очаровательных чад.

Молодой человек, потрясённый рассказом монаха, задумался и сказал, что пьеса, написанная Шекспиром, кажется ему прекраснее и трогательнее, на что монах ответил ему:

«А что хорошего в том, что влюблённые молодые люди расстаются с жизнью? Разве подлинная жизнь Джульетты не оказалась гораздо более прекрасной? Ведь она всю свою жизнь прожила в счастливом браке, оставшись верной своему супругу и детям».

Шекспировская трагедия, как и любое другое произведение, относящееся к по-настоящему великой литературе, и по сей день трогает наши сердца. Однако не следует думать, что истинная любовь – это всегда трагедия.

И повесть о любви Петра и Февронии, прошедшей через все уготованные ей испытания – замечательное тому доказательство.