Вопрос:
«Почему мы празднуем Пасху, если это древнееврейский праздник?»
Ответ батюшки:
В Новом Завете (в 1-м Послании к Коринфянам (5:7) апостол Павел говорит нам следующие слова :
То есть Он принесен в жертву за нас. И, обратите внимание, здесь прямо указывается, что Христос — это наша Пасха.
А что означает слово «Пасха»? Почему этот день был праздником почти за полтора тысячелетия до Рождества Христова? Почему празднуем этот день и мы? И как это Христос стал новой Пасхой?
Если мы посмотрим на перевод слова «Пасха» (или в еврейской транскрипции «Песах»), то увидим, что это слово имеет корнем в переводе на русский язык слова «миновал» или «прошел мимо». О чем речь? Чтобы понять это, заглянем в книгу Исход, написанную пророком Моисеем. Нас будет интересовать самое начало 12 главы:
Как мы видим, тут дана подробная инструкция, что именно нужно делать. То есть та, ветхозаветная Пасха — это однолетний ягненок, агнец.
В этом отрывке подробно рассказано, как правильно приготовить, да таким образом, чтобы ничего не осталось.
Более того, в книге указано даже, как нужно это есть:
Боги египтян, как и боги всех язычников, — суть бесы. Об этом говорит Писание. Это настоящие бесы, они у себя в порабощении держали весь народ египетский и многие другие народы того времени.
«И поражу всякого первенца в земле Египетской» — кто знает историю Моисея и то, почему его мать в корзине пустила в воду, тот также знает и о том, что перед этим, по велению фараона, было приказано истребить всех новорожденных младенцев у израильтян. А вот теперь то же самое, но в меньшей мере, речь про «всех первенцев в земле египетской».
То есть все настолько строго, чтобы никто в поколениях не забыл, как Бог чудесным образом вывел израильтян из рабства египетского. И Пасха вот так праздновалась 14 веков — от времени Моисея до самого пришествия Христа. В Евангелии от Луки (22:8) читаем:
«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху».
Какую пасху? Как раз этого самого ветхозаветного агнца.
А как же этой пасхой стал Христос? Ведь апостол Павел говорит, что Христос — Пасха наша. Как к Нему это относится?
Как ветхозаветный агнец стал для израильтян знамением защиты от погибели и избавлением от рабства египетского на долгие столетия, вот так Христос стал для всех нас избавлением от рабства греху.
Мы, приобщаясь Ему, самому Христу, в Таинстве Причастия, избавляемся от рабства греху, не земного рабства, временного рабства египтян, мы избавляемся от вечной погибели. Если ветхозаветный агнец символизировал собой избавление от временного человеческого рабства, избавление от погибели земной, которая потом все равно настигнет каждого, то Христос – это та Пасха, которая избавляет от рабства греху и избавляет от вечной погибели через причастие Ему, причастие святых Христовых Таин.
Не через поедание куличей или творожной Пасхи. Сам Пасха – это Господь наш Иисус Христос. И поэтому апостол Павел говорит нам:
Квас в нас – та закваска, которая должна дать жизнь. Господь сам говорил в одной из притч о том, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и положила в три меры муки, пока не вскисло все.
Эта закваска – сам Господь.
Вот таким образом Пасха, та, древнееврейская, – это был лишь прообраз настоящей Пасхи, настоящего избавления — не от временной смерти, не от временного рабства, но от вечной погибели и от рабства греху.
Текст сделан на основе видео