Вопрос:
«Почему православные христиане поклоняются мощам и даже разделяют их на части? Не дико ли это?»
Ответ батюшки:
Поклонение поклонению рознь. Мы поклоняемся мощам святых издревле. Мы знаем, что древние христиане очень почитали останки мучеников, в особенности тех людей, которые засвидетельствовали своей мученической кончиной, что Бог есть и что Бог помогает даже в таких великих искушениях и страданиях, которые переносили первые мученики за Христа.
Например, есть история о святом мученике Вонифатии, который отправился для того, чтобы привести своей госпоже часть мощей другого мученика, но сам вернулся уже скончавшимся, потому что он вышел и сказал:
«Я христианин тоже»,
— и пострадал за Христа. Его захоронение почиталось как могила мученика.
Почему мы почитаем захоронения этих великих и славных людей, мучеников и свидетелей?
Потому что их страдания и их стойкость в вере засвидетельствовали об истинности учения. Они и есть свидетели нашей православной веры, и свидетельства силы Божией.
Есть ли свидетельства того, что это нужно делать?
Конечно, эти свидетельства заключаются в том, что у мощей мучеников и вообще святых происходят чудеса. И эти чудеса засвидетельствованы на протяжении христианской истории многократно.
Так что мы должны поклоняться мощам тех людей, которые своей смертью или своей жизнью (не все ведь умерли в мучениях как мученики, есть преподобные, есть праведные люди и так далее) засвидетельствовали, что учение Господне даёт нам возможность прожить жизнь и умереть достойно. Более того, после смерти попасть в Царствие Божие.
Что такое чудеса, которые совершаются через мощи наших святых?
Это некоторый отблеск того, что происходит на небе, в том месте, куда мы все стремимся, то есть в Царствие Божием. Те лучи вечного Царствия Божьего, в которых живут святые праведники, отчасти светятся и на этих мощах, и нам помогают.
Части этих мощей разделяют, кажется, из благоговения и поклонения тем людям, которые прошли жизнь свою как святые. Со стороны это может выглядеть немного дико, особенно для неправославных христиан или неверующих людей. Но это абсолютно не дико, потому что каждый из нас хочет иметь какую-то частицу свидетелей за жизнь или смерть за Христа. И от этих частиц тоже совершаются чудеса.
Господь прославляет своих святых, в том числе и чудесами, и великой помощью каждому из нас. Поэтому я считаю, что это достойно подражания и поклонения. Недаром почти в каждом храме сейчас есть мощи. Их нельзя, разумеется, абсолютизировать, им нельзя поклоняться как некоторым богам.
Были какие-то злоупотребления в этой части. Например, были периоды в жизни Православной Церкви, когда частицы мощей подмешивали в краски, которыми писались иконы, чтобы сделать их более святыми. Но это противоречит всему тому, что мы знаем о православной христианской церкви и благодати Божией, потому что это разные роды поклонения.
Поклоняясь иконам, мы поклоняемся святым и Господу, а почитая мощи, мы поклоняемся страданиям или жизни тех людей, которые засвидетельствовали это, уже скончавшись.
Поклоняйтесь мощам, прикладывайтесь к ним и старайтесь подражать вере их, как сказано:
«Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру