Вопрос:

«Как вы относитесь к уличной миссии в православии? Почему в православии эта практика перестала действовать в какой-то момент? И её переняли протестанты и секты. Как же мы её отдали?»

Ответ батюшки:

Потому что у нас сектанты находятся в плохом положении. У православной церкви есть куча рычагов делать это намного успешнее.

Например, я священник. У меня есть вариант: подойти сейчас к прохожим людям и спросить:

«Молодой человек, хотите поговорить о Боге?».

Возможно, он меня пошлёт далеко. Возможно, заинтересуется. Возможно, я даже успею его обратить в православие.

Но этот час, который я на него потрачу, я лучше пойду в университет. И меня пустят в этот университет в отличие от всевозможных сектантов. И я там смогу заговорить сразу на аудитории в 100, в 200, в 300 человек. Мы не нуждаемся в этой практике из-за того, что у нас есть возможность проповедовать сразу на более широкую аудиторию.

Вопрос:  «Как вы относитесь к уличной миссии в православии? Почему в православии эта практика перестала действовать в какой-то момент? И её переняли протестанты и секты. Как же мы её отдали?-2

Элементарно, у нас есть телеканал «Спас». Приехал, говори сразу на тысячу человек. Или через блог. Поэтому я больше времени уделяю проповедям в больших аудиториях. Это не обязательно, кстати, учебные заведения. Иногда даже налоговая приглашает, собирает своих сотрудников, кто в налоговой работает. У них там и икона апостола Матфея.

А когда ты на улице подходишь к одному человеку, он на тебя часто смотрит с какой-то осторожностью, не понимая, кто к нему подошёл. Может, сектант какой-то. Надо сначала объяснить, что ты православный. Потом всё-таки человек идёт в своих мыслях, может, он сейчас не хочет, чтобы в его личное пространство вторгались. Наверное, поэтому большинство священников предпочитают работать другими методами.

Надо сказать, что и апостолы прибегали к самым разным методам. Не только из дома в дом ходить, как это было у них. Например, такой метод был очень распространён, как прийти куда-нибудь в Ареопаг. Приходит апостол Павел в место публичного собрания людей и там проповедует среди интеллигенции.

Вопрос:  «Как вы относитесь к уличной миссии в православии? Почему в православии эта практика перестала действовать в какой-то момент? И её переняли протестанты и секты. Как же мы её отдали?-3

Где были апостолы?

Там, где народ. На площадях, даже на рынках, может быть.

Где сейчас народ?

Весь в интернете. И я поэтому считаю, что то, что видео и статьи очень важны для проповеди, в том числе среди невоцерковленной аудитории. Потому что иногда эти видео попадаются людям, которые не ходят в храм, не причащаются, и они узнают что-то новое.

Поэтому я считаю, что уличная миссия не то чтобы запрещена в церкви, но сейчас есть много других методов, которые порой даже более эффективны, чем просто ходить и докапываться до прохожих. Тем не менее я знаю, что в Москве были ребята, которые занимались уличной миссией и имели успехи, приводили людей в храм. Я знаю, что владыка Антоний Волгодонский тоже говорил об уличной миссии.

Как мне кажется, цель уличной миссии — это не спасти человека, потому что мы не можем спасать людей. Поэтому, когда мы подходим к людям, мы не можем быть уверены или хотя бы знать, что он спасется.

Наша единственная цель — это просто рассказать ему воскресное слово, чтобы он просто знал.

Вопрос:  «Как вы относитесь к уличной миссии в православии? Почему в православии эта практика перестала действовать в какой-то момент? И её переняли протестанты и секты. Как же мы её отдали?-4

В моей практике люди редко шарахаются, когда подходишь с ними поговорить. Наоборот, им это нравилось, потому что они говорят:

«А мы уже привыкли, что сектанты, а теперь православные, как хорошо».

Кстати, сектанты больше не докапываются, потому что вышел закон Яровой, по которому могут посадить. У нас есть официально зарегистрированная церковь, поэтому нас это никак не задевает. Уличная миссия церкви не запрещена. Если это у кого-то пользуется успехом, если человек через это приводит к Богу людей, то слава Богу.

Но лично для меня есть методы, которые мне кажутся более эффективными, которыми я пользуюсь, – проповедь в школах, в институтах, в учебных заведениях, в организациях и в интернете, ну и с амвона, конечно, как всякие священники проповедуют.

Но я знаю, например, у меня есть друг батюшка, он приходил в парк в своем небольшом поселке, сидел на лавочке, играл на гитаре, напевал песни какие-нибудь наши православные и не только православные, но и патриотические, просто про Россию, про березки. Люди заинтересовались, что там батюшка поет один день, второй, третий. Вокруг него стали люди собираться.

Вопрос:  «Как вы относитесь к уличной миссии в православии? Почему в православии эта практика перестала действовать в какой-то момент? И её переняли протестанты и секты. Как же мы её отдали?-5

Потом он между песнями стал что-нибудь рассказывать, например:

«Сегодня праздник Преображения Господня. Приходите в храм, давайте там соберёмся, попоём песенки».

И вот так он понемножку людей тоже привлекал.

Наша миссия отличается от миссии апостолов. Мы на своем канале рассказываем о праздниках, о церкви. Например, я рассказываю, чем православие отличается от других религий, что такое христианский рай, рай в других религиях. И такая проповедь может привести людей к воцерковлению, потом они сами уже могут открыть, прочитать Священное Писание.

Текст основан на видео с канала «Альвиан Тхелидзе»