Некоторые люди стараются избегать ответов на вопросы об их отношении к Господу. Однако понять, верит Ваш собеседник в Бога или нет достаточно просто, даже не задавая ему при этом прямых вопросов.

Во время праздника посадите его за стол, налейте ему вина и внимательно выслушайте его, когда он захочет произнести тост. Если он, в первую очередь, скажет о том, что «важнее всего – крепкое здоровье», можно предположить, что за Вашим столом сидит человек неверующий, даже если и облачён он при этом в одеяние священнослужителя.

Такой человек не полагается на Спасителя всем сердцем – он не живёт, помня о Его словах:

Цитата из Евангелия

Цитата из Евангелия

Конечно, в таком случае можно с ехидной улыбкой спросить: отчего же у большинства верующих людей до сих пор на месте оба глаза, обе руки и обе ноги? Неужели каждый из них столь твёрдо и неумолимо противостоит соблазнам?

Однако же не стоит воспринимать слова Христа абсолютно буквально. Они призывают нас не к вырыванию глаз или отрубанию рук, но подталкивают к осознанию важной истины: здоровье для христианина – это не самая главная ценность.

Конечно, о здоровье необходимо заботиться и поддерживать его, однако в тех ситуациях, когда того требует христианский долг, им нужно без сожалений жертвовать. В противном случае, человек может потерять нечто гораздо большее.

Но что именно подразумевается под этим «большим»?

Речь идёт о вере человека в Господа, о чистоте его духа и любви к ближним. Человек, истинно верующий в Бога, должен со стойкостью претерпевать муки, не отворачиваясь при этом от Христа.

Если это необходимо, верующий человек должен без раздумий заступиться за девушку, попавшую в руки насильника, рискуя при этом заступничестве оказаться побитым, обруганным или даже убитым.

И, если человек тяжело заболеет, а врачи только разведут руками, признав болезнь неизлечимой, долг христианина – принять это как нечто, свершившееся по воле Божьей и поблагодарить Господа за жизнь, которая была ему дарована.

По мнению Киприана Карфагенского, верующего человека от неверующего отличить легко:

«…Человек, далёкий от Господа, постоянно жалуется и пеняет на собственные невзгоды. Он не понимает, что несчастья и беды укрепляют и закаляют нас, но не устрашают и не отвращают от веры.

В те минуты, когда нас поражает острая боль, раздирающая наше нутро, когда нам кажется, что мы сгораем заживо или когда глаза наши становятся налиты кровью, а плоть — поражённой гангреной, в результате чего мы лишаемся той или иной конечности, когда у нас отнимаются ноги, когда мы утрачиваем способность видеть или слышать, мы укрепляемся и укореняемся в истинной вере».

Сам Киприан Карфагенский не был парализован, слеп или неизлечимо болен. Однако же, когда вопреки велению римских чиновников он не принёс жертву языческим божествам, и его приговорили за это к смерти, он не дрогнул.

Когда приговор был оглашён, священномученик произнёс: «Слава Господу!», и, благословив палача и плачущую толпу, склонил голову для казни.

Впоследствии Киприан Карфагенский был признан Святым мучеником, в то время как местнопочитаемую Святую Манефу Гомельскую считают преподобной. Так верующие люди называют монахов или монахинь, особенного угодившим Господу и при этом умерших собственной смертью. Однако телесные мучения, пережитые матушкой Манефой, были поистине тяжкими.

Преподобная Манефа – тогда ещё просто Машенька – появилась на свет в деревне под названием Севрюки, рядом с городом Гомелем. Крестьянская семья Скопичевых была глубоко верующей.

К сожалению, Машенька была от рождения неходячей из-за болезни – церебрального паралича. Вдобавок она простудила почки, когда, пытаясь хоть как-то двигаться, ползала по холодной земле. Почечная болезнь и во взрослой жизни доставила женщине немало страданий. В школу девочка не ходила, не вышла впоследствии замуж, и, из-за болезней и малоподвижного образа жизни, располнела.

Некоторые люди, столкнувшись с куда меньшим количеством проблем, унывают и ставят на себе крест, однако Марию миновала эта печальная участь. Она выросла в окружении истинных христиан, которые с малых лет приучили её считать, что мир, созданный Небесным Отцом, непрост и порой жесток, но, тем не менее, невыразимо прекрасен, и она в этом мире никак не может быть лишней.

Потому свои болезни девушка считала не наказанием или проклятием, но испытанием, посланным ей Господом — даром, таинственным и непостижимым, но с добрым, благим смыслом.

В одном из ночных видений Мария узрела себя стоящей на развилке. Перед ней простирались две дороги, и девушка услышала голос, сказавший ей:

«Выберешь левую дорогу – проживёшь спокойную жизнь, а если выберешь правую – будешь жить в скорби».

Девушка, не задумываясь, ступила на правую дорогу, по которой, не имея функционирующих ног, впоследствии и пришла к Святости.

Но почему же Святым часто уготована столь непростая участь? Почему они так часто хворают и претерпевают те или иные мучения?

Кому-то это может показаться парадоксальным, ведь многие верующие люди часто просят Святых о помощи в избавлении от болезней и недугов, и их молитвы, как правило, действуют. При этом та же матушка Манефа всю земную жизнь нескончаемо хворала.

Разъяснил подобную закономерность Иоанн Златоуст, перечислив восемь причин того, почему Господь так часто посылает собственным избранникам те или иные испытания и горести.

Прежде всего, это нужно для того, чтобы избранные, осознав собственный великий потенциал, не заносились над другими людьми, не превозносили себя выше прочих. Таким образом, люди не могут признать того или иного Святого богом, что защищает их, в свою очередь, от греха идолопоклонства.

Кроме того, сила Божья наиболее заметна, когда проявляет себя через людскую слабость. Святые собственными страданиями доказывают свою бескорыстную преданность Господу – они следуют за Ним не ради земных благ и радостей, но из абсолютной, искренней любви.

Глядя на мучения Святых, православные люди должны уверовать в последующее воскресение, после наступления которого все, трудившиеся и жившие ради Господа, буду награждены.

Святые, со стойкостью претерпевающие беды и лишения, являются примером, утешающим и ободряющим других. Кроме того, слабость и телесные немощи Божьих избранников сближают их с другими людьми – Святые не кажутся нам какими-то сверхлюдьми, брать пример с которых невозможно и бессмысленно. Совсем напротив – мы стараемся их понять и искренне сочувствием их недугам.

Собственными страданиями Святые показывают нам, в чём на самом деле состоит настоящее человеческое счастье или несчастье. И, глядя на них, мы понимаем, что подлинное счастье заключается в воссоединении с Небесным Отцом посредством жизни добродетельной и благочестивой, а несчастье – в ограждении от Него и жизни во грехе.

«Таким образом,» — наставлял Иоанн Златоуст – «Зная о стольких причинах страданий избранных Богом, престанем роптать в минуту искушения, отбросим сомнения и смущение и начнём самостоятельно воспитывать собственный дух, и остальных учить этому же».

Матушка Манефа именно так и делала – воспитание душ стало для неё важнейшей задачей.

Монахиней женщина стала в годы Великой Отечественной Войны, в Чёнковском монастыре. К сожалению, эта монастырская обитель просуществовала недолго – вскоре она была разрушена, и преподобная была вынуждена вернуться в родную деревню, где она и прожила всю оставшуюся жизнь.

Со временем к преподобной приходило всё больше людей – каждый хотел получить от матушки утешение в той или иной скорби. Впоследствии к ней за мудрым советом и помощью обращались даже священнослужители – не только Гомельские, но также Киевские и Минские.

Люди, беседовавшие с матушкой, наперебой рассказывали о её дальновидности – они были убеждены в том, что Господь даровал преподобной умение постигать сокровенные людские помыслы, а также возможность заглядывать в прошлое или будущее того или иного человека.

Во многих матушка Манефа разожгла огонь православной веры. Так, кто-то мог просто пить с преподобной чай или наблюдать за тем, как она читает или занимается шитьём, а затем неожиданно для себя осознать, что Господь существует, что Он просто не может не существовать, если среди нас живёт такая вот матушка Манефа.

Многие из нас, глядя на фотографию полной женщины и разглядев её простое крестьянское лицо, вряд ли признают в ней Божью избранницу. Некоторые могут даже задаться вопросом: а не допустила ли Церковь ошибку, когда канонизировала матушку Манефу?

Получить ответ на этот вопрос очень просто.

Задумайтесь – если бы Вас самих мучала и терзала тяжкая болезнь, смогли бы Вы при этом не жаловаться и плакаться, но стать для ближних источником чистой и светлой любви, счастья и воодушевления?

Смогли бы Вы при этом относиться с большим состраданием и жалостью к ним, но не к самому себе?

И, если Вы окажетесь на это способны, то в Царствии Господнем будете достойны занять место рядом с преподобной Манефой.