Вопрос:
В жизни православного христианина достаточно много различных запретов. Как такое количество «нельзя» и «не положено» соседствует с понятием свободы в христианстве? И, наконец, зачем эти все «не разрешено» нужны?
Ответ иеромонаха Анастасия (Байкова):
Если бы вы побывали хотя бы денек в шкуре родителя (или если вы уже познали все радости отцовства и материнства), то поняли бы, зачем собственному ребенку что-то нужно запрещать.
Иеромонах Анастасий (Байков)
Ограничивать детей в чем-то нужно, чтобы они:
- себе что-нибудь не сломали и не повредили;
- не повредили вещи;
- не начали увлекаться какими-то пагубными пристрастиями, неполезными привычками;
- выполняли свои прямые обязанности (домашнее задание, посещение секций и т.д.), а не увлекались бы компьютерными играми или пролистыванием ленты в социальных сетях.
К примеру, чадам обычно запрещают брать в руки предметы, которые представляют для них опасность, ограничивают их общение с ребятами из плохой компании, контролируют время, что ребенок проводит за компьютером.
Но это же не со зла! Это же попросту в рамках воспитания. Взрослые желают, чтобы ребенок впитал в себя хорошее, а от всего плохого они хотят его максимально оградить. Если же оградить от чего-то не получается, то взрослые стараются сделать так, чтобы ребенок научился такие вещи обнаруживать и им противостоять.
Аналогичная ситуация происходит и у каждого христианина. Каждый из прихожан ставит перед собой духовные задачи.
Ключевой момент здесь — желание быть поближе к Господу и желание сделать так, чтобы связь с Ним оставалась непрерывной.
Однако, когда нами совершается прегрешение, эта связь может прерваться. Поэтому наша задача — ее поддерживать, насколько это возможно.
Член Церкви — тот, у кого есть связь с Богом. То есть это не просто тот, кто прошел Таинство Крещения или кто посещает храм. Когда Апостолы крестили людей, на последних сходил Святой Дух, и именно так в них пребывал сам Бог. И эта сила поддерживала связь и с Богом, и через Бога, и с другими членами церкви.
Но благодать вполне может улетучиться, исчезнуть, если человек начнет грешить. Связь, соответственно, прервется.
Что же в таком случае делать?
Именно для этого и существуют исповедь, причастие, борьба со страстями, соблюдение заповедей и т.д.
Можно сказать, что это целый комплекс работ, действий, которые помогают связь с Господом поддерживать.
Что дает эта связь и присутствие Бога в жизни? Мы становимся более добрыми, счастливыми. Наше существование наполняется настоящими чудесами.
Бог хочет помочь, он очень любит нас. Однако если мы не заботимся о Его присутствии в нашей жизни, то он не имеет возможности без нашей воли помогать нам, вмешиваться.
Если же ситуация обратная, и мы стараемся жить с Господом, призывать его в помощь. И именно здесь начинаются чудеса!
Вот вы хотите, к примеру, стать успешным человеком и считаете, что ключевой момент здесь — ваши собственные труды. Как бы не так! Божье присутствие в этом случае тоже крайне важно, ведь одно дело прилагать только одни свои усилия к решению проблем, и совсем другое — действовать силой Божьей.
Последнее, как раз-таки, — это путь к счастью. О нем хорошо знали предыдущие поколения. И мы сейчас пытаемся познать этот путь заново, хотя все это уже очень давно известно.
Ведь душа у человека такая же, Бог — такой же. Уже больше 2-х тысяч лет это все работает.
Духовные закономерности функционируют также, как и прежде. Нам осталось только их для себя обнаружить.
Ответ игумена Нектария (Морозова):
Отношение к церковной жизни как к комплексу запретов — это явная ошибка тех, кто смотрит на происходящее со стороны. Эти сторонние наблюдатели чаще всего не могут познать суть.
Понимаете ли, в чем дело… Как таковые запреты в христианстве отсутствуют. Даже если мы возьмем заповеди и церковные правила, то увидим, что они ни в коем случае не носят характер запрета.
Никто не обязан становиться христианином. Ведь у каждого есть возможность выбирать. И вы можете, исходя из своих нужд и предпочтений, определиться — входить в Церковь или нет, жить в соответствии с канонами или игнорировать их.
Игумен Нектарий (Морозов)
Даже если прихожанин начинает постепенно воцерковляться, никто не может насильно навязать ему что-либо, соблюдение определенных правил. К примеру, никто не в силах заставить его посещать таинства какое-то количество раз в месяц или в год.
Цель христианства — предоставить прихожанину возможность настоящего единения и общения с Господом. Однако для реализации единения недостаточно соблюдать все правила и предписания в формальном смысле. Для этого нужно пройти определенный путь. А он далеко не всегда легок, лучист и быстр. Напротив, часто он труден, мучителен и занимает много времени.
Почему путь к Богу можно охарактеризовать именно так? Так как на этой дороге прихожанину постоянно будут встречаться различные препятствия — грехи и страсти. И именно на них он будет спотыкаться, пытаясь еще на чуть-чуть приблизиться к Богу.
Кому-то в процессе преодоления испытаний приходит понимание — дальнейший путь невозможен без отказа от чего-либо (что достаточно непросто). А кого-то эта мысль так и не посетит за всю духовную жизнь, и он годами будет оставаться на одном и том же месте.
К слову, есть огромное число людей, которые смогли достичь возможного для христианина совершенства. В своих трудах они описали путь и опыт подвижничества. Однако и эти работы нельзя считать сводом запретов. Это лишь свидетельства того, как они пришли к Господу и познали Его.
У них был различный характер, темперамент, однако основные моменты в их трудах совпадают — каждый вторил другому. И причина этого — не то, что кто-то перенимал чужой опыт. Она следующая: путь к Богу един.
И весь описанный опыт в итоге лег в основу законов, по которым живут православные христиане. И Церковь эти законы ни в коем случае не навязывает. Она предлагает их к рассмотрению. Ведь они помогают найти совершенную и удобную дорогу к Господу.
Церковь именуют Матерью по отношению к ее прихожанам.
Мама и папа же часто формируют для своих чад определенные правила, которым те следуют. Иногда правильность или неправильность этих родительских установок бывает непонятна и неочевидна, и постигается это только из опыта.
Церковь, подобно любящему родителю, заботится о каждом. И бывают законы, изначально кажущиеся нам непонятными, но за которые мы впоследствии будем благодарны.