Неужели постоянная концентрация на своей греховности — это и есть основной принцип жизни верующего человека?

Если речь идет о христианине, то несомненно. Но надо же владеть христианской антропологией, которая раз христоцентрична, то, значит, и неизбежно связана с необходимостью нашего прихождения к Отцу Небесному — покаянием.

Достаточно вспомнить, ради чего Бог воплощается, ради чего Христос пришел на Землю, чтобы призвать не праведников, но грешников к покаянию и таким образом стяжать дары прощения, дары Духа Святого, которыми уже и вечной и неразрывной связью оказываемся мы сочетанны Самим Господом, что и есть жизнь вечная, жизнь блаженная, жизнь райская.

Нет другого пути, не изобретено для падшего человеческого естества, для падшей человеческой личности. А каждая личность рождается с последствиями грехопадения прародителей, именуемым первородным грехом. И хоть в таинстве Крещения даруется нам от него прощение, но его последствия, тем не менее, мы изживаем весь остаток нашей земной жизни.

Именно покаяние — это приличное состояние души находящегося в изгнании. Кому земля — священный край изгнания, или, как говорит Гамлет Шекспира, Дания — тюрьма. Имеется в виду то, что человек в его смертной природе несет епитимью, а дело пребывающего под епитимьей — покаяние по преимуществу.

Покаяние очищает то, что совершено нами в прошлом. Покаяние делает нас достойным сегодняшнего мгновения, в котором мы находимся не только пред очами Господними, но и в теснейшей близости с Ним.

Покаяние — это и то, что настраивает нас на добрую будущность, ибо теряющий дух покаяния неизбежно бывает одержим духом самодовольствия, самонадеянности, гордыни, и тогда его труды оказываются не в созидание, а в разорение и своего спасения, и пользы ближних.

Потому дело покаяния имеет бесконечную необходимость, как в лестнице совершенства, к которой возводит нас пророк Давид в 17 кафизме, в 118 псалме, приводя в совершенство или представляя совершенство последним стихом этого псалма.

Совершенство в том и состоит, что и взойдя по всем ступеням добродетелей, сохранить смиренномудрие, то есть не только скромное о себе понимание понятия, но и дух самоукорения, умение просить у Господа прощения за свои грехи и искать Его милости, которая и объемлет кающегося еще во временной жизни, сообщая его жизни несказанное блаженство и обещая это блаженство его полноте в вечности.