Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей. Кроме того, Господь учит женщин повиноваться собственным супругам.

Но что именно включает в себя понятие «повиновения»?

Неужели достойная жена, прислушиваясь к Божьему Повелению, должна безропотно сносить неуважительное отношение, несправедливость или даже побои? Разве подобная жертвенность угодна Небесному Отцу? Или у жён всё-таки есть право на защиту, и Спаситель учит нас не одностороннему повиновению, но взаимной уступчивости?

Повиновение — это долг жены? А как же муж?

Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей.-2

Вопрос повиновения — это очень важный вопрос, касающийся не только супружеских отношений, но и человеческой жизни в целом. Мы знаем о так называемом «акте покорения», утверждённом Господом на территории Эдемского сада.

До возникновения первородного греха единственным людским ориентиром и авторитетом был Небесный Отец. Но в тот момент, когда этот грех был совершён Адамом и Евой, порочность ворвалась в наш мир, и Бог решил установить иную власть.

Власть эта принудила человечество повиноваться природным законам. Подчиняясь им, человек мог почувствовать себя защищённым от различных угроз — как физических, так и духовных.

Кроме того, только посредством искренней веры и беспрекословного повиновения мы сумеем Спастись, ведь, не имея покорности, человек не сможет по-настоящему служить Богу.

Тому же учат нас и Евангельские тексты:

Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей.-3

Апостол Павел, адресуясь к Коринфянам, учит мужей «покоряться Спасителю, как и Он в своё время покорился Господу». Жёны же, глядя на своих супругов, должны подражать им, выражая повиновение и покорность:

Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей.-4

Повиновение в христианском понимании — это вполне естественная и логичная реакция на мягкое и наполненное любовью лидерство. И, если мужчина относится к своей жене с той же любовь, с какой Спаситель относится к Церкви, то покорность — это достойный и Богоугодный ответ жены на такую любовь.

Так какое же оно — истинно-христианское повиновение?

Греческий термин, означающий «повиновение», образовывается от глагола.

Это говорит о том, что повиноваться Господу, лидерам или супругам — это не принятие поспешного, необдуманного решения. Это та позиция, которую наш ум принимает раз за разом, и постепенно мы воспринимаем повиновение не как привычку, но как единственно верную модель поведения.

Опять же, речь в данном случае идёт не об односторонней подчинённости и зависимости христианина от некоего эгоистичного доминанта. В Библейском понимании повиновение — это взаимная уступчивость и уважение двух любящих людей по отношению как к друг к другу, так и к Небесному Отцу.

К такому повиновению должны стремиться и мужья, и жёны. А когда женщина любима своим мужем также, как Церковь Спасителем, повиноваться становится удивительно легко и приятно.

Апостол Павел, обращаясь к Ефесянам, говорит:

Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей.-5

Эти слова подтверждают правильность и логичность повиновения жён своим мужьям во всём, что является праведным и законным. Иными словами, жена просто не имеет права пойти против закона или же, в угоду мужчине, разрушить собственные отношения с Господом.

Первая женщина была сотворена из Адамова ребра. Обратите внимание — не из головы или ноги Адама, претендуя на дальнейшее главенство или попирания, но именно из ребра.

Таким образом Небесный Отец желал сделать женщину равной мужчине. Кроме того, находясь одновременно под мужской рукой и близко к его сердцу, женщина остаётся и защищённой, и любимой.

А как на вопрос повиновения смотрят Святые Отцы?

Святитель Иоанн Златоуст:

«…Согласно Православному взгляду, жёны должны справедливо подчиняться мужьям. В противном случае, равночестие могло бы привести к вражде — ведь первое искушение произошло от женщины. Если ты желаешь повиноваться супругу во имя Господа, то не помышляй об его обязанностях, но с усердием исполняй то, что Бог возложил на твои плечи.

Это — особенный вид повиновения Небесному Отцу, когда мы не нарушаем законов даже в тех случаях, когда сами претерпеваем противное».

Святитель Феофан Затворник:

Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей.-6

«…Бог назначил мужей блюстителями для собственных жён. И часто случается так, что мужья, сами того не ведая, дозволяют или воспрещают своим жёнам те вещи, которые внушает им Сам Господь».

Батюшка Александр Рождественский:

«…Жёны должны выражать своим мужьям искреннюю почтительность, как к главам семейств. Эти чувства внушает им и Сам Небесный Отец, и природные законы — женщина рождена более слабой физически в сравнении с мужчиной, а потому для неё вполне естественно избирать роль помощницы.

Безусловно, порой женщины превосходят мужчин в моральном и умственном плане, но и в этом случае они не должны пренебрегать пределами, установленными Богом и Его Законом. Жена в любом случае должна и всей душой, и на деле выражать должное уважение по отношению к собственному супругу».