Христианская вера учит нас относиться к своим ближним с любовью, добротой, уважением и терпеливостью, и особенно это касается родных людей — мужей, жён, детей и родителей. Кроме того, Господь учит женщин повиноваться собственным супругам.
Но что именно включает в себя понятие «повиновения»?
Неужели достойная жена, прислушиваясь к Божьему Повелению, должна безропотно сносить неуважительное отношение, несправедливость или даже побои? Разве подобная жертвенность угодна Небесному Отцу? Или у жён всё-таки есть право на защиту, и Спаситель учит нас не одностороннему повиновению, но взаимной уступчивости?
Повиновение — это долг жены? А как же муж?
Вопрос повиновения — это очень важный вопрос, касающийся не только супружеских отношений, но и человеческой жизни в целом. Мы знаем о так называемом «акте покорения», утверждённом Господом на территории Эдемского сада.
До возникновения первородного греха единственным людским ориентиром и авторитетом был Небесный Отец. Но в тот момент, когда этот грех был совершён Адамом и Евой, порочность ворвалась в наш мир, и Бог решил установить иную власть.
Власть эта принудила человечество повиноваться природным законам. Подчиняясь им, человек мог почувствовать себя защищённым от различных угроз — как физических, так и духовных.
Кроме того, только посредством искренней веры и беспрекословного повиновения мы сумеем Спастись, ведь, не имея покорности, человек не сможет по-настоящему служить Богу.
Тому же учат нас и Евангельские тексты:
Апостол Павел, адресуясь к Коринфянам, учит мужей «покоряться Спасителю, как и Он в своё время покорился Господу». Жёны же, глядя на своих супругов, должны подражать им, выражая повиновение и покорность:
Повиновение в христианском понимании — это вполне естественная и логичная реакция на мягкое и наполненное любовью лидерство. И, если мужчина относится к своей жене с той же любовь, с какой Спаситель относится к Церкви, то покорность — это достойный и Богоугодный ответ жены на такую любовь.
Так какое же оно — истинно-христианское повиновение?
Греческий термин, означающий «повиновение», образовывается от глагола.
Это говорит о том, что повиноваться Господу, лидерам или супругам — это не принятие поспешного, необдуманного решения. Это та позиция, которую наш ум принимает раз за разом, и постепенно мы воспринимаем повиновение не как привычку, но как единственно верную модель поведения.
Опять же, речь в данном случае идёт не об односторонней подчинённости и зависимости христианина от некоего эгоистичного доминанта. В Библейском понимании повиновение — это взаимная уступчивость и уважение двух любящих людей по отношению как к друг к другу, так и к Небесному Отцу.
К такому повиновению должны стремиться и мужья, и жёны. А когда женщина любима своим мужем также, как Церковь Спасителем, повиноваться становится удивительно легко и приятно.
Апостол Павел, обращаясь к Ефесянам, говорит:
Эти слова подтверждают правильность и логичность повиновения жён своим мужьям во всём, что является праведным и законным. Иными словами, жена просто не имеет права пойти против закона или же, в угоду мужчине, разрушить собственные отношения с Господом.
Первая женщина была сотворена из Адамова ребра. Обратите внимание — не из головы или ноги Адама, претендуя на дальнейшее главенство или попирания, но именно из ребра.
Таким образом Небесный Отец желал сделать женщину равной мужчине. Кроме того, находясь одновременно под мужской рукой и близко к его сердцу, женщина остаётся и защищённой, и любимой.
А как на вопрос повиновения смотрят Святые Отцы?
Святитель Иоанн Златоуст:
«…Согласно Православному взгляду, жёны должны справедливо подчиняться мужьям. В противном случае, равночестие могло бы привести к вражде — ведь первое искушение произошло от женщины. Если ты желаешь повиноваться супругу во имя Господа, то не помышляй об его обязанностях, но с усердием исполняй то, что Бог возложил на твои плечи.
Это — особенный вид повиновения Небесному Отцу, когда мы не нарушаем законов даже в тех случаях, когда сами претерпеваем противное».
Святитель Феофан Затворник:
«…Бог назначил мужей блюстителями для собственных жён. И часто случается так, что мужья, сами того не ведая, дозволяют или воспрещают своим жёнам те вещи, которые внушает им Сам Господь».
Батюшка Александр Рождественский:
«…Жёны должны выражать своим мужьям искреннюю почтительность, как к главам семейств. Эти чувства внушает им и Сам Небесный Отец, и природные законы — женщина рождена более слабой физически в сравнении с мужчиной, а потому для неё вполне естественно избирать роль помощницы.
Безусловно, порой женщины превосходят мужчин в моральном и умственном плане, но и в этом случае они не должны пренебрегать пределами, установленными Богом и Его Законом. Жена в любом случае должна и всей душой, и на деле выражать должное уважение по отношению к собственному супругу».