- Кем и когда были установлены правила, регулирующие поведение христиан в Доме Божьем?
- Более того — верующие люди ведь следуют определённому своду правил не только в храме, но и дома…
- Кем же они были придуманы — самим Господом или людьми, такими же, как мы сами?
Эти же вопросы интересовали одного новоначального христианина, решившего задать их батюшке:
“…Доброго дня, Отче! Скажите, пожалуйста, кто установил, как именно верующий человек должен вести себя, находясь в церкви? Каждое молитвенное обращение ведь читается не когда попало, но в определённый момент… И крестимся, и встаём на колени мы тоже “когда нужно” — так кто же учредил эту надобность?
Кроме того, мы соблюдаем правила и в церкви, и в домашних условиях. Логично предположить, что придумал эти правила Сам Небесный Отец, но есть ли тому какие-то зафиксированные подтверждения?
А если их всё-таки придумали люди, то можно ли, в таком случае, считать их истинными? И, если так, получается, их может переменить через время другой человек? Заранее благодарю Вас за ответ!”.
Ответ протоиерея Андрея Ефанова:
“…Доброго дня! Постараюсь дать последовательные ответы на каждый озвученный Вами вопрос. Прежде всего, затрону тему Православного Богослужения, отличающегося богатой многовековой историей.
Мы знаем о том, что центром Литургический службы является Таинство Причастия, и установил его Сам Спаситель, в момент присутствия на Тайной Вечери.
С ходом времени развивалось и человечество, и Церковь — наши предки начали и готовиться к Причастию (а осуществляется это действо, по большому счёту, на протяжении всей Литургической службы), и вспоминать о тех или иных Божьих Угодниках (именно так появились известные нам “дни памяти” Святых).
Более подробно узнать о том, как развивалось и видоизменялось Православное Богослужение, Вы сможете, познакомившись со статьями и литературными изданиями, посвящёнными литургике и исторической литургике.
Теперь поговорим о поклонах. Правила, касающиеся очерёдности поклонов, определялись в момент проведения тех или иных Вселенских Соборов. А Соборы, как мы знаем, проводились с участием Святого Духа.
А потому можно сказать, что тут сыграла свою роль и жизненная людская логика (ведь когда мы кланяемся, мы демонстрируем своё особое состояние и желание преклониться перед Господом, и, кроме того, практикуем определённые виды молитвенных обращений), однако же эта логика никак не противоречит воле Небесного Отца.
Рассуждая о крестном знамении, вспомним о том, что наши предки начали креститься в эпоху зарождения христианской веры. По мнению некоторых учёных, привычка накладывать на себя крестное знамение появилась в апостольских общинах. Так или иначе, древние христиане активно крестились, и не только в минуты служб, но и в повседневной жизни.
Вот, например, что пишет об этой праведной и благочестивой привычке апологет Тертуллиан, живший в раннехристианский период:
“…В минуту успеха или продвижения, входя или выходя, во время одевания или обувания, перед омовением или трапезой, возжигая свечи или готовясь отойти ко сну, а также перед всяким делом верующий человек осеняет себя при помощи крестного знамения”.
Однако же крестились наши предки совсем не так, как крестимся мы, современные христиане. Согласно сведениям, почерпнутым из древних источников, верующие люди тех лет крестили именно чело — то есть область своего лба. Об этом же пишет и уже упомянутый мною Тертуллиан, и Святитель Амвросий Медиоланский, и блаженный Августин, и Иоанн Златоуст, и иные Отцы Церкви.
При помощи подобных “небольших знамений” могли осенять и область груди, и плечи, и любую другую часть тела, а также те или иные предметы.
К слову, поступать таким образом часто рекомендовал и Ефрем Сирин, говоря:
“…При помощи животворящего креста надлежит осенять и жилища, и двери, и уста, и иные части наших тел. Христианин не должен забывать о крестном знамении никогда, ни на миг — с верующим человеком крест должен быть всегда и везде.
Без него не стоит браться ни за одно дело — ни ложиться спать, ни пробуждаться, ни приступать к работе, ни отдыхать, ни принимать пищу или питьё, ни отправляться в путешествие.
Во всякий миг осеняйте себя крестным знамением, таящим в себе Божественную силу и благодать!”.
Крестное знамение тоже видоизменялось и переосмысливалось. Сначала наши предки крестились при помощи одного пальца, затем — двух, и, наконец, трёх.
Подобные видоизменения были связаны с расхождениями во взглядах на тринитарность и христологию, а количеству пальцев придавали символическое значение — один перст олицетворял Единство Господа, два — людскую и Божественную природу Спасителя, а три — Святую Троицу.
Сегодня верующие люди крестятся тремя пальцами, а два остальных складывают вместе и прижимают к ладони — таким образом мы выражаем и свою веру в Триединство Небесного Отца, и не забываем о двоичности Божественной природы.
Сам же обычай накладывать на себя крестное знамение, можно сказать, сформировался под влиянием благостного сердечного порыва, ведь человек, осеняющий себя крестом, более глубоко и осознанно возносит молитвы и проникается Богослужением.
Если же Вам хочется креститься не так часто, как остальным прихожанам, ничего страшного в этом нет. Не перекрестившись лишний раз, Вы не оскорбите этим Бога.
Делайте так, как подсказывает Вам сердце — пускай у Вас будет собственный обычай обращаться к Господу. Самое главное, не забывайте об искренности и чистоте своего молитвенного порыва. В противном случае, от крестного знамения не будет никакого толку.
Об этом же напоминает нам и преподобный Севастиан Карагандинский:
Помоги Господи!”.