Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?

Ответы на эти вопросы даёт батюшка Михаил Самохин, читая письма интересующихся христиан.

Вопрос христианина Игоря:

“Добрый день, Отче! Не так давно я стал интересоваться психологией — покупаю книги и смотрю видео на эту тему. Скажите, пожалуйста, не противоречит ли подобный интерес христианскому вероучению?”.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-2

Ответ Отца Михаила:

“Здравствуйте! Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об одном из тезисов, лежащих в Основе социальной концепции РПЦ:

“…Церковь причисляет психические недуги к проявлениям общей греховной повреждённости людской природы. Человек обладает духовным, душевным и телесным уровнем организации личностной структуры, а потому, по мнению Святых Отцов, некоторые недуги развиваются “от естества”, иные вызываются действием нечистой силы, а третьи являются следствием страстей, порабощающих человека.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-3

И, глядя на подобное различение, становится очевидна невозможность сведения всех психологические заболевания к пресловутой “одержимости”. Не следует чуть что бежать в храм для совершения “экзорцизма”, также, как не следует лечить духовные недуги при помощи одних лишь клинических методов. Психотерапия оказывается наиболее эффективной в том случае, когда больному оказывается и пастырская, и медицинская помощь с надлежащим разграничением компетенции врачей и священнослужителей”.

Иначе говоря, Православная Церковь не выступает против психологии — Она ратует за индивидуальный подход и грамотное разграничение обязанностей батюшек и психотерапевтов”.

Вопрос христианки Екатерины:

“Доброго дня, батюшка! Я работаю детским психологом и хотела спросить Вас о методе “направленной визуализации” — его суть заключается в представлении тех или иных образов, предлагаемых доктором.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-4

Чаще всего предлагаются образы, связанные с природой: например, прохлада ручья, аромат цветов или представление себя в роли парящей бабочки…

Однако иногда я использую образ так называемого “водопада света” — необходимо представить его себе, ощутить его теплоту, а после этого выразить ему благодарность за помощь. Мне кажется, работа с подобным образом идёт вразрез с христианским учением. Как Вы считаете, допустима ли работа с этим методом?”.

Ответ Отца Михаила:

“Здравствуйте! Ваше сомнение в данном вопросе вполне оправдано — этот метод действительно можно назвать опасным, ведь если человек будет постоянно прибегать к нему, занимаясь духовными поисками, он получит ответ извне. И ответ этот может быть дан вовсе не светлыми силами. Глупо отрицать эффективность этого метода, так как с его помощью можно работать непосредственно с подсознанием, однако же применять его — и в особенности в работе с детьми — необходимо с большой осторожностью”.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-5

Вопрос христианки Марии:

“Здравствуйте, батюшка! Некоторые люди в моём окружении увлекаются практикой так называемого “трансёрфига реальности”. Многие считают эту технику очень сильной — сам автор практики обещает научить человека управлять собственной судьбой так, как он пожелает. Но меня удивляет не только это — мои знакомые почему-то думают, что такая теория вовсе не противоречит Православному учению. Мы часто спорим, обсуждая этот вопрос, а потому я хочу узнать Ваше мнение на этот счёт. Действительно ли людям подвластно всё на свете?”.

Ответ Отца Михаила:

“Добрый день! И теория, и околомагические методы, описанные Вадимом Зеландом, по-моему, никак не перекликаются с Православной верой. Я бы назвал это “учением о маятниках” и прочих подобных вещах, близких к оккультным и мистическим материям. Описанные автором видения тоже очень сложно назвать Православными. Если же мы затрагиваем тему всемогущества, то следует вспомнить о следующих словах апостола Павла:

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-6

Трансёрфинг же ничего не говорит о Христе и Спасительной вере. А идея о всемогуществе, исключающая Христа, не только не Православна, но, как мне кажется, является антихристианской”.

Вопрос христианки Татьяны:

“Доброго дня, Отче! В последнее время меня сильно заинтересовала психология межличностных отношений. Время от времени я хожу на различные психологические тренинги. Сейчас я хочу посетить тренинг под названием “танец жизни” — его суть заключается в том, что при помощи танцев человек работает над раскрытием своего внутреннего потенциала и становится более сознательным. Я хотела узнать, могут ли верующие люди участвовать в подобных практиках? Или же это будет являться грехом?”.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-7

Ответ Отца Михаила:

“Добрый день! Тренинг, о котором Вы говорите, является, по сути своей, телесно-ориентированной психотерапией. Я считают, что данный метод является интересным, однако же с Православной верой он не имеет ничего общего. По мнению Святых Отцов, христианам следует укреплять дух покаянием и молитвой. И, по-моему, подобный путь куда более эффективен, нежели чем современные психологические практики.

Тем не менее, я не могу назвать участие в таких тренингах греховными — в отдельных случаях они могут быть и полезными, если, конечно, Вы сами не будете помышлять о чём-то греховном”.

Вопрос христианки Александры:

“Здравствуйте, батюшка! В наши дни полки книжных магазинов буквально ломятся от психологической литературы, рассказывающей об отношениях между мужчинами и женщинами. Как Вы считаете, могут ли такие книги быть полезными для женатых или ещё не вступивших в брак людей?”.

Как Православная Церковь относится к такой науке, как психология? Могут ли верующие люди увлекаться психологией и психологическими практиками и не будет ли это грехом?-8

Ответ Отца Михаила:

“Здравствуйте! Подавляющее большинство таких книг акцентирует внимание на физиологической составляющей отношений. Однако христианская вера учит нас тому, что семьи создаются с целью взаимопомощи в вопросе Спасения. Кроме того, супруги должны поддерживать друг друга в моменты жизненных сложностей.

Брачный союз включает в себя и любовь, и дружбу, и взаимное уважение. Физическая близость в браке тоже присутствует, но она не может являться его основой. И, к сожалению, многие современные психологи об этом забывают”.