Многое можно рассказать о преподобном Серафиме Саровском – он известен и горячо любим многими православными христианами. Верующие люди знают о том, что нечистый терзает и мучает святых на протяжении всего их жизненного пути, однако некоторых он не отпускает даже после упокоения.

Конечно, самому святому человеку дьявол навредить не сможет – он не сможет пытаться соблазнить и искусить его, потому как святой уже находится рядом с Небесным Отцом.

Однако нечистый может порочить память этого человека – он способствует распространению тех или иных лживых фактов и нелепых предположений о жизни Святого, клевеща на него, и, таким образом, пытаясь исказить и опорочить его чистый образ.

Нечто подобное происходило во все времена, и православная Церковь всегда боролась с подобными уловками и дьявольскими лживыми обвинениями в адрес праведных людей.

-2

Так, на рубеже второго и третьего веков, некий священнослужитель, описывающий жизненный путь Святой Фёклы, многое добавил лично от себя. Впоследствии за подобную вольность он был лишён сана.

Происходило подобное и после – нередко еретики, следуя наущениям нечистого, выдавали те или иные собственные сочинения за труды Святых.

Случается, что ложно обвиняют в чём-то того или иного Святого и в наши дни – едва какой-либо старец упокоится, как про него тут же начинают что-то выдумывать.

К примеру, именно так, согласно свидетельствам Отца Иоанна Крестьянкина, произошло с батюшкой Николаем Гурьяновым.

За некоторое время до своей физической кончины, Отец Иоанн дал распоряжение о том, чтобы было составлено его жизнеописание, добавив при этом:

«Потом ведь оно всё равно будет писаться, и такого обо мне напридумывают, как о бедном Отце Николае – он ведь, согласно таким описаниям, и «котиков воскрешал», и много чего ещё делал. А так я сам всё прочту и буду спокоен».

-3

Также дела обстоят и с Серафимом Саровским. Если спросить того или иного христианина, что ему известно о Преподобном Серафиме, он, вероятнее всего, расскажет о том или ином пророчестве Святого или о предсказании о явлении антихриста.

При этом о подобных пророчествах стало известно лишь в прошлом столетии, и их достоверность вызывает серьёзные сомнения. Сам же Святой жил и проповедовал в первой половине девятнадцатого века.

Мы располагаем наставлениями Преподобного, которые сохранили монахи, лично у него обучавшиеся, и о них, к сожалению, многим христианам ничего не известно. Отчего же подлинные труды Отца Серафима в наше время столь малоизвестны?

А от того, что они не содержат в себе никаких будоражащих досужего читателя пророчеств. Преподобный рассказывает о том, как приблизиться к Господу, избавиться от прегрешений и бороться со страстями и искушениями.

Однако же многим христианам подобные рекомендации не так интересны – людей гораздо больше интересуют наводящие страх пророчества и их последующее обсуждение. По мнению преподобного Исаака Сирина, подобный интерес к поискам таких «пророчеств» — признак нездорового духа.

-4

Но давайте задумаемся о том, что нам доподлинно известно об отце Серафиме?

Описания его жизненного пути публиковались саровскими монахами, которые обучались у Святого. Огромный вклад в это дело внёс в своё время отец Сергий (Васильев). Редактировали эти рукописи святитель Филарет, и, впоследствии, преподобный Антоний (Медведев).

Самое первое описание жизни отца Серафима составил иеромонах Сергий, также лично обучавшийся у Святого. Второе вышло из-под пера ещё одного саровского постриженика — иеромонаха Георгия (Иванова). А автором третьего труда о жизни батюшки Серафима был иеромонах Авель (Ванюков).

При этом каждый из них знал преподобного лично. Все эти жизнеописания были опубликованы в первые несколько лет после упокоения Святого.
Именно благодаря их трудам многие люди, жившие в первой половине девятнадцатого века, смогли узнать Отца Серафима и полюбить его всем сердцем.

Чуть позже, во второй половине девятнадцатого столетия, священномучеником Серафимом (Чичаговым) были собраны иные свидетельства о преподобном – он обратился к монахиням Дивеевского монастыря и занялся изучением архивов для того, чтобы составить расширенное издание жития Святого Серафима.

-5

Затем, после того, как Преподобный стал известен многим, опубликовал свои записи некий Николай Мотовилов – мирянин, хоть и знавший батюшку лично, но, тем не менее, являвшийся весьма недостоверным источником сведений о Святом.

Он общался с Отцом Серафимом всего дважды – в первый раз он видел Преподобного в возрасте двадцати двух лет, а во второй – год спустя. При этом, по его личному признанию, он не послушался совета, который дал ему Старец.

Именно Мотовилов стал активным распространителем текстов о Серафиме Саровском, при этом единственный его труд, одобренный Церковью, это «Беседы о цели христианской жизни». Иные труды, содержащие информацию о различных пророчествах, опубликовали только в начале двадцатого столетия, либо ещё позже – в самом его конце.

В интернете можно ознакомиться с одной интересной статьёй, которая называется «О чём не говорил Серафим Саровский». В ней описывается происхождение множества общеизвестных ложных пророчеств, которые активно приписываются старцу, а также объясняется, по какой причине он ничего подобного сказать не мог.

Задумайтесь – поверили бы Вы человеку, убеждающему Вас в том, что истинную правду о жизни Серафима Саровского рассказывает некий мирянин, видевший Святого всего два раза, но не монахи, бывшие в обучении у Преподобного и жившие бок о бок с ним в абсолютном послушании?

Вероятнее всего, Вы бы не поверили такому человеку, однако по какой-то причине ему поверили многие верующие люди, с упоением читающие записки Мотовилова об «ужасных пророчествах». Действительно, могут ли с ним конкурировать настоящие ученики Святого, не описывающие ничего подобного?

Однако Николая Александровича можно считать недостоверным источником не только потому, что он общался с Преподобным всего дважды. Однажды Мотовилов написал странную записку, адресуясь к митрополиту Исидору.

В ней он сообщил, что, когда его крестили, его наполнила не одна только Божественная благодать – в его душу вселился бес Аваддон, впоследствии, по убеждению Мотовилова, вселившийся и в самого антихриста.

-6

Также он рассказал о том, что, по мнению преподобного Серафима, жизнь Мотовилова будет великой и героической – ему якобы суждено совершить некий великий подвиг и стать примером для грядущих поколений.

Так, судя по письмам Мотовилова, Серафим Саровский сказал ему следующее:

«…Даже если взять десяток жизней Святых и прибавить к ним десяток жизней величайших светских людей (таких, как, например, Суворов), то и во всех этих двадцати жизнях не будет столько значительно, сколько произойдёт с тобою одним».

Также Мотовилов утверждал следующее:

«…Если бы я стал монахом, то вскоре сделался бы архиереем, и стал бы выше самого Василия Великого… И сам Синод не устоял бы, потому как я бы попросил Императора, чтобы в нашей стране всё стало, как в старые времена. И сделался бы я тогда первейшим Патриархом».

Людям, знакомым с понятиями Православной аскетики, после ознакомления с подобными изречениями становится очевидно одно – Мотовилов страдал от серьёзной душевной болезни. Но даже не это самое прискорбное.

Давайте рассмотрим содержание ещё одного письма, которое Мотовилов в своё время написал Императору:

«В согласии с особым извещением Преподобного Серафима, Богу и Богоматери неугодна обида Линкольна и иных американцев рабовладельцам. А посему, по уверению Старца Серафима, необходимо взять образ Богородицы «Радость всех радостей» и послать его президенту-рабовладельцу, надписав его следующим образом: “На всепогибель Линкольну”».

Бессмысленно задаваться вопросом о том, с какой цель было необходимо посылать протестантам образ Православной Богоматери, однако интересно другое: Мотовилов дважды в этом послании ссылается на батюшку Серафима, уже тридцать два года как почившего!

-7

Не раз Мотовилов утверждал, что он способен беседовать с духом Преподобного – а оттого и ссылается при каждом удобном случае на «его повеления». Впоследствии, в переписке с Николаем Первым, Мотовилов поведал правителю о том, что информацию о скором воскресении Святого он получил уже три раза.

Иными словами, ничего подобного при жизни Старец ему не говорил – то были свидетельства того самого «духа». Этот «дух» и стал источником множества ужасающих и будоражащих «пророчеств», которые сегодня активно приписывают батюшке Серафиму.

Множество лжеучений, изречённых якобы самим Серафимом Саровским, вышло из-под пера Мотовилова. Одно такое «предсказание» особенно полюбилось раскольникам. Оно предупреждало о том, что к моменту окончания времён каждый Церковный архиерей отречётся от Православия.

Однако подобное утверждение идёт вразрез с учениями всех остальных Святых. Так, по мнению Киприана Карфагенского, никогда не настанет время, когда отрекутся от Церкви все епископы.

-8

Соглашались с его словами и многие другие Святые. Более того, подобные соображения – это не одно лишь мнение того или иного Святого, но то, чему учит нас само Святое Писание и сама Православная Церковь.

Апостолы говорят нам о том, что прикасаться к Таинству Евхаристии мы будем в Храмах до момента второго пришествия Спасителя, и даже тогда, когда в наш мир ворвётся антихрист.

Естественно, Церковь станет гонимой – верующие люди будут вынуждены таиться, но сама Церковь не прекратит своё существование.
А прикасаться к Таинству Евхаристии невозможно, если на это не будет получено благословения архиерея.

Следовательно, и праведные архиереи никуда не денутся. Таким образом мы можем отличать лжепророчества, предписываемые Отцу Серафиму, от того, что он на самом деле говорил.

-9

Каждому христианину следует ознакомиться с подлинными трудами Преподобного – ознакомьтесь с произведениями его учеников, лично знавших и почитавших Святого Серафима.

Прочтя их, Вы сможете услышать голос старца, узнать его таким, каким его знали монахи, жившие рядом с ним на протяжении долгих лет. Не сомневайтесь — подобное знакомство принесёт огромную пользу Вашей душе, возвысив и облагородив её.