Вот этот вопрос, конечно, каждый из нас ощущал на себе. Вернее, этот тезис, что грешить действительно очень легко, это ничего не стоит. А вот делать какие-то добрые дела — очень тяжело, это всегда какой-то подвиг или даже стресс, но и награда соответствующая.
Мы с вами знаем, какой итог бывает у любого греха. К сожалению, это горечь, дискомфорт в душе. А в какой-то предельной ситуации — уныние, вплоть до самоубийства, если этот грех тяжкий. И соответственно, мы знаем плоды добрых дел, когда одно сделанное доброе дело, может человеку просто дать шанс на новую жизнь.
Три вида иллюзий
Так вот, если мы говорим, почему так легко грешить, мы можем обозначить три иллюзии, которые есть у любого греха. Это:
- иллюзия свободы;
- иллюзия знания;
- иллюзия удовольствия.
Это именно иллюзии. Потому что ни первого, ни второго, ни третьего грех нам не дает.
№ 1: Иллюзия свободы
Это когда человек думает так:
Почему я должен что-то делать, как-то себя ограничивать? Вот кто-то мне там сказал, какие-то попы или какие-то старые книжки, а зачем мне это все делать? Я человек XXI века, мне это ничего не надо, я буду жить, как хочу. Вот у меня есть законы Российской Федерации, Конституция. Буду их соблюдать, а все остальное мне неважно.
Такая свобода приводит к тому, что человек очень скоро попадает в рабство к своим собственным страстям и к самым темным сторонам своей души.
Легко себе это представить:
Иногда в фильмах встречается такой сюжет, когда в каком-то городе на сутки не оказывается полиции, и люди оказываются предоставленными сами себе.
Что в течение этих суток чаще всего будет? Будут совершаться какие-то преступления, правонарушения. Потому что люди понимают, что наказания за эти преступления не будет. А дальше кто во что горазд. Вряд ли люди пойдут в церковь, начнут молиться. Нет, они начнут грабить магазины или делать что-то еще.
В меньшей степени, но в каждом из нас (когда мы думаем, что грех нам приносит свободу) происходят подобные процессы. Человек попадает в рабство к греху. А предельное рабство греха есть страсть, когда человек уже не просто думает, грешить ли ему или нет, а ищет все возможные способы для того, чтобы этот грех совершить.
№ 2: Иллюзия знания
Вторая иллюзия — это иллюзия знания, что якобы человек должен попробовать в этой жизни все.
Очень часто приходится видеть, когда, допустим, мужчина и женщина, юноша или девушка вступают в половые отношения до брака, как раз с этой формулировкой:
«Мы хотим узнать друг друга получше».
И, соответственно, мы видим, что это знание пустое внутри. Оно не дает никакой гарантии того, что дальнейшая их жизнь будет счастливая, и они друг друга узнают, или они что-то друг о друге поймут или откроют.
Точно так же можно сказать о занятии магией или оккультизмом, или чем-то еще. Человек ищет некоего знания, ему интересно, любопытно. Но в итоге он напарывается на такие проблемы, что, если он придет в церковь после этого и найдет в себе силы покаяться, то это будет просто чудо.
№ 3: Иллюзия удовольствия
Она заключается в том, что каждый грех по первому времени приятен, он влечет к себе и так далее.
Но это идея не новая. В Книге Бытия, к примеру, можно прочесть, как Ева вкусила этот плод запретный, после чего вступила в разговор с сатаной, тот ей стал рассказывать, что
«Бог на самом деле вам запрещает этот плод вкушать, чтобы вы не стали такими же, как Он».
И Ева сразу же увидела, что этот плод хорош на вкус, по-видимому, хорош на цвет. Она не устояла и съела. И, соответственно, мы видим, что грех не несет никакого удовольствия, то есть удовольствие от греха очень краткое, очень сомнительное.
Святой Исаак Сирин говорит такую фразу:
«Грешник похож на пса, который лижет пилу и не замечает увечий своих, потому что пьянеет от вкуса собственной крови».
Наверное, каждый грешащий человек проходит, скажем так, стадию, когда он грешит и при этом не замечает, что ему нужно все больше и больше удовольствия. Соответственно, грешить он должен больше. И все это заканчивается очень печально, пока он не начнет понимать, что счастье его находится не в этом, что Бог его призывает к другому, и что сам он появился на свет и создан для совершенно иной цели.
Он создан не для того, чтобы грешить, а для того, чтобы развивать себя, развивать то, что заложено в нем Богом. Ведь Адам, который был создан Богом, он был создан совершенным, но, как ни странно, с возможностью дальнейшего развития. И эта цель сохранилась и у каждого из нас.
Поэтому нужно помнить об этом и стараться вместо греха развивать в себе те добродетели и таланты, которые Богом в нас заложены.