В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали фрагмент из полемического диалога между Господом Иисусом Христом и иудеями, которые хотели Его убить. Он так и сказал прямо, что он знает, что они желают Его убить, и обличил их. Они стали возражать, спорить, говоря, что они дети Авраама.
Он говорит, что если бы они были детьми Авраама, то они бы делали дела Авраамовы: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал».
Тогда они говорят, что имеют отцом Бога, на что Господь им возражает: «Будь отцом вашим Бог, вы бы любили Меня, ведь Я от Бога пришел и к Нему направляюсь. Ведь Я пришел не от себя — Меня послал Он!».
Здесь мы видим очень важный критерий, по которому будет происходить суд и происходит разделение человечества в наше время, любят человек Христа или нет. Мы, глядя плотскими глазами и руководствуясь греховными плотскими рассуждениями, можем думать про тех или иных людей, что они очень набожные, благочестивые, но если они Христа не любят, если они во Христа не верят, то они не от Бога. Об этом сказал сам Христос. Потому что если бы они были от Бога, то любили бы Христа.
Потом также продолжает он: «Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего». Действительно, люди не терпят слышать слово евангельское, слово о вере. Даже многие люди, которые не позиционируют себя как неверующие, а наоборот считают себя верующими, но если с ними начинает кто-то разговаривать о Боге, то им становится скучно, они предпочитают перевести разговор на другую тему, и тем самым обличают, что не имеют любви ко Христу.
Потому что если ты кого-то любишь, то с интересом и с готовностью слушаешь о том, кого ты любишь. С радостью слышишь слова того, кого ты любишь. Если же не такие чувства вызывают в душе твои слова евангельские, получается, что ты тоже не любишь Христа.
Также Господь далее объясняет, почему они не могут слышать слово Его. Он говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Именно через это определяется духовное родство, кто кому подражает не только убеждениями, но и жизнью в соответствии с этими убеждениями.
Он говорит: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине». И тем самым они делают себя детьми дьявола, потому что уже обдумывали, как убить Иисуса, который ничего плохого, ничего злого им не сделал. Более того, исцелял их больных, освобождал одержимых от бесов и говорил им слова истины. И поскольку они решились убить Его, то они подражают тем самым дьяволу, который был, как Он говорит, человекоубийцей от начала.
В каком смысле? Дьявол духовно убил наших прародителей, Адама и Еву, когда он вовлек их в грех, в то время как Бог предупредил, что в день, когда съешь от плода запретного дерева, умрешь.
Также Иисус говорит, что дьявол не устоял в истине. Когда-то он был в истине, потому что никто не был создан злым. Дьявол изначально был ангелом, был создан добрым, но не устоял в этой истине. Поэтому мы видим, что недостаточно лишь обладать истиной, но нужно с нашей стороны прилагать все усилия, чтобы устоять в ней.
Он говорит, что в нет в нем истины, поэтому заблуждаются те, кто думает, что от дьявола чему-то можно научиться, что он может сказать какую-то правду. Те, кто ходит к разным слугам дьявола – экстрасенсам, гадалкам, бабкам, целителям и так далее. Нет в нем истины, но есть в нем только желание убивать, то есть губить духовно людей. И этому служит все, что он говорит или делает через своих служителей.
Иисус продолжает: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Ещё один признак, который сродняет человека с дьяволом, это ложь. Наоборот, если он говорит истину, он сродняет себя со Христом, потому что Христос сказал о себе: «Я есть истина».
К сожалению, даже многие христиане относятся легкомысленно к греху лжи. Хотя все прекрасно знают, что врать нехорошо, всех с детства учили этому. Но многие лгут даже без особой нужды, многие лгут просто по привычке. Такое отношение – это большая ошибка, потому что через это мы сродняем себя с тем, кто является врагом Господа.
И далее Иисус говорит: «Как Я истину говорю, то не верите Мне». То есть, поскольку вы преданы лжи, являясь таким образом чадами отца лжи, то вы и не можете вместить мои слова именно потому, что я говорю истину. Ложь отчуждает человека от Бога и даже делает невозможным воспринять то, что Бог говорит ему.
В этом очень большой трагизм ситуации. Потому что ведь эти люди были верующими в единого Бога, эти люди были, как им казалось, благочестивыми, и, по крайней мере, действительно старались исполнять закон Божий. Но то, что они в сердце своем предались дьявольским похотям, сделало невозможным для них даже воспринимать, слушать и понимать то, что им говорит Бог.
И он далее продолжает: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?». Через этот простой вопрос Он показывает, насколько безосновательна их враждебность по отношению к нему. Зачем убивать человека? Если ты считаешь, что он говорит неправду, покажи, что он говорит неправду, обличи эту неправду. Но если ты не можешь обличить его в неправде, то, значит, он говорит истину. А если он говорит истину, то кто ты желающий, чтобы голос истины замолчал?
И вот продолжает далее Иисус: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Здесь Он прямо называет себя Богом, потому что Он говорил, что они не слушают Его, а потом говорит, что они не слушают Бога. И не только через это, Он, конечно, показал, что Он Бог, обличив их тайные помышления, потому что они в лицо не говорили Ему, что хотят Его убить. Это они между собой обдумывали, но Он показал, что для Него нет секретов, Он видит их сердца. А именно Бог сердцеведец, согласно Священному Писанию, именно Богу открыты все сердца человеческие.
На это иудеи отвечали: «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе». То есть вместо того, чтобы говорить что-либо по существу, они лишь произносят ложь и тем самым еще раз подтверждают истинность всего того обличения, которое адресовал им Христос.
Он им отвечает: «Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня». Далее, чтобы они не подумали, что Он как-то задет или обижен бесчестием с их стороны, Он говорит: «Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий».
Он показывает, что то, что они бесчестят Его, то, что они не принимают Его, то, что они не любят Его, это не Его проблема, это их проблема. Почему? Потому что Он указывает, что есть судящий – Отец Его будет судить их в соответствии с тем, что они делали, говорили и принимали в себя.
И, наконец, последний стих этого евангельского отрывка: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Здесь многие могут смутиться, ведь христиане умирают, и апостолы Христа умирали. Что же получается, тогда никто из христиан не соблюл Слово Христово?
Не об этом говорит здесь Господь Иисус Христос. Тот же апостол Иоанн Богослов, который записал это Евангелие, в книге Откровения объясняет, что есть смерть первая –это физическая смерть, а есть смерть вторая – это вечная смерть.
Так вот Господь Иисус Христос здесь говорит как Бог. Для Бога первая смерть – это вообще не смерть, потому что, как Он сам сказал, у Бога все живы. Как он вызвал Моисея на горе Фавор для разговора, показывает, что для Бога смерти не существует, только для нас существует.
Смертью Бог называет смерть духовную. Точно так же, как Адам и Ева физической смертью не умерли в тот день, когда съели от плода запретного, но умерли духовно. Об этой смерти говорит Господь Иисус Христос. Вот этой второй смерти не увидит соблюдающий слово Его.
Стоит обратить внимание, что Господь говорит «соблюдающий», не просто верующий, не просто читающий Его слова, даже не просто любящий, но соблюдающий. То есть должны вместе быть и вера, и жизнь в соответствии с верой во Христа. Потому что, как сказано апостолом, вера без дел мертва. Так что пусть вера во Христа наша будет жива, воплощаясь в делах исполнения заповедей Христовых.
Текст основан на видео с канала «Иерей Георгий Максимов»