Мне сразу вспоминается такой случай. Его описывал, по-моему, кто-то из классиков.
Тогда некий путешественник приезжает в русскую деревню, кажется, это был век девятнадцатый. И он видит такую картину: дома все такие страшные, старые, заборы где-то покосились, но зато храм, который находится на пригорке, он стоит с золотыми куполами, весь такой белый, недавно оштукатуренный.
И этот путешественник спрашивает: «Как же так?»
Какова первая реакция людей, которые, например, настроены против церкви?
Они скажут: «Вот, попы все опять отобрали у людей, все забрали себе, выстроили вот этот храм, который якобы никому не нужен».
На деле оказывается все несколько сложнее, когда этот путешественник начинает выяснять, почему такая ситуация в деревне.
Оказывается, что люди считают своим долгом, чтобы храм (то место, в котором они молятся Богу, в котором они причащаются) выглядел достойно. И вот это важный показатель.
То есть некоторые люди готовы жертвовать своими деньгами, отдавать даже последние или значительную часть своих денег, чтобы то место, в которое они приходят и молятся, выглядело достойно и как-то вежливо по отношению к Богу.
А насчет великолепия и золота, скажу следующее:
Если мы с вами немножечко отведем взгляд от храмов в больших городах, тем более в столице, то мы увидим немного другую картину.
Для интереса можете посмотреть, проехаться по храмам, где есть фрески, где фресок нет, где эти фрески старинные (которые, вероятно, все-таки кто-то помогал восстанавливать), и где этих фресок не было никогда.
Эти храмы просто стоят беленькие изнутри, и нет денег на эти фрески. И во многих местах происходит то же самое. Все зависит от того, сколько в храме меценатов, спонсоров, и кто готов какую сумму на это отдать.
Бывает так, что человек приходит и говорит:
«Вот у меня есть некоторое количество денег, я хочу, чтобы вы повесили колокола на церковь».
И соответственно, на другое дело он эти деньги не дает, и это его право. И тогда в церкви появляются колокола.
Другой хочет пожертвовать на позолоту куполов. То же самое. Священник может сказать:
«Вот, знаете, у нас есть более важные вещи, например, у нас есть несколько семей, которые нуждаются в помощи. Давайте, может быть, мы им поможем».
И чаще всего, все-таки, человек, это понимая, он помогает этим семьям, потому что, конечно же, это самое главное.
Но вопрос заключается, наверное, не столько в том, как церковь помогает окружающим людям. Это и так понятно, и так видно, об этом можно почитать.
А вопрос: откуда в церкви все это?
Так вот именно от тех людей, которые приходят. Может прийти какой-нибудь столичный банкир и пожертвовать определенную сумму, на которую храм деревенский может существовать безбедно несколько лет. А может в городском храме быть бабушка, которая приносит последние 100 рублей и тоже жертвует на храм. Конечно же, для Бога последняя жертва, она гораздо выше, как мы знаем из Евангелия. Но если говорить о золотых куполах, о какой-то роскоши, о чем-то еще, то, конечно, это не везде и не всегда так.
Если ставится вопрос о том, что лучше: роскошь или человек. Конечно, человек. Потому что в Евангелии об этом написано. И Евангелие как раз настраивает нас на любовь к ближнему. Но, собственно говоря, если у храма есть возможность, помогая людям, утешая людей, как-то заботясь о достойном уровне их жизни, еще и позолотить купола, или повесить колокола, или что-то сделать в этом роде, ничего плохого в этом нет.