Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.

Вот, например, вера дает нам силы, не верить тоже дает силы. Только на самом деле вера никакой силы не дает, так же, как и неверие. Источник силы Господь, слово.

Вера ведет нас к Господу, источнику силы, и Он дает нам силу. Мне кажется, вот это имелось в виду. Это понятно нам, взрослым. А вот ребенку может быть непонятно. Он так и может понять, что вера дает силы.

На самом деле вера дает силу. И правда. Я верю в светлое будущее человечества, я имею силы пойти на многие лишения. Но это не та вера. Эта вера легко ломается. Такая человеческая вера, основанная на моей человеческой концентрации, на оптимизации, на моторе всех моих человеческих несовершенных сил.

Например, человек заболел раком, и приходит к нему врач и говорит: «Изобрели лекарство, которое стопроцентно избавит от рака. Это лекарство он принимает. Это был витамин».

Но как отец Георгий сказал, это самозомбирование. Это форма веры. Или вера, как синоним такой веры, это зомбировка или самозомбирование. И мы знаем, это малоэффективно на самом деле. Такие люди могут беспричинно умирать.

Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.-2

Например, я могу сказать, что это всего лишь витамин, и он умрет. Такое может быть тоже. Поэтому лучше нам, православным надеяться не на веру, а на Бога живого.

Это действеннее, это сильнее, это могущественнее. Ну вот в детском понимании это хорошо. И когда мы сами так говорим, мы по-другому начинаем ориентироваться. Много лет общаясь с людьми, я обратил внимание на одну интересную вещь.

Такие вот вещи проговариваешь правильно. Я смотрю, у людей, знаете, часто это срываются мозги. Они начинают понимать, что Господь живой вообще-то. Вот вы все знаете мою любимую тему.

Я говорю, что мы уже пережили возраст духовного младенчества, нужно прекращать заниматься дуристикой и верить в Бога. Верит в Бога глупенький или маленький. Нам нужно не верить в Бога, жить с Ним. Пора. Сколько можно заниматься верой? Пора начать что-то делать.

Жить с Богом в живую, по-серьезному. А вот говоря слова такие, мы порой даем повод людям понимать, что да, вера делает и там неверие делает. Как мы говорим:«Я молился, мне молитва помогла».

Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.-3

Ну это горе, это тоже форма самозомбировки. Ты себя зомбировал, и то, что ты сделал, тебе помогло. И это не надолго. А если говорить, что вам Господь помог, а это и есть правда. То это значит, что это не молитва помогла, а Господь живой. Вот если завтра молитва не поможет, то что делать, что делать? Как быть? А Господь, он и завтра будет помогать.

Вот сегодня была одна женщина, сказала проблему, которая у нее есть. Интересно она сказала, кстати, в этом ключе. Кстати, очень интересно. Она сказала:

«Бабулечка у нас была, умерла. Царствие ей небесное. Она была жива, она за всех молилась. У меня в жизни так все было ровно, гладко, с образованием, с работой. Вообще у нас у всех вот в роду было просто чудо. Мы жили, вот просто радовались. Бабушка была еще живая. Она молилась. Она умерла, у нас посыпалось все».

У нее источник силы кто? Бабуля. Это бабуля, оказывается, их сделала счастливыми, а не Господь. Какая удивительная, чудодейственная, всемогущая бабуля была.

Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.-4

И мне тридцатилетней женщине пришлось говорить:

«Доченька, лапочка моя, причина не в бабуле. Твоя бабуля была великим прекрасным человеком. Она молилась за вас. Но не она это делала. Она просила, а Господь творил. А Господь, он живой, как был, так и остался. Если вы хотите, чтобы у вас было, как при бабуле, начните делать то, что бабуля делала.

Придите к Богу, начните молиться. Вот и всё. У вас ничего не пропало, наоборот, вам Господь показал, что не надо надеяться на кого-то, на ком-то кататься. Вы взрослые люди, пора самим молиться начать».

Вот это очень важный момент. Мне кажется, это очень важно. А вот смотрите, как интересно, ей 30 лет, она восхищена своей бабушкой. Но она фактически безбожница. У нее источник силы — бабуля, но не Бог.

Бабуля у нее идол, замещающий Бога. А Господь вообще-то там как бы вообще ни к чему. Мне такая вера напоминает, знаете что? У нас иногда в погребе растет картошка к весне. И прямо вырастают новые картофелины.

Их есть нельзя, вы знаете? Они вредные. По плодам вы узнаете их. Без солнца, без солнечного света она вам только во вред. Ее только на помойку выкинуть.

Без вечного солнца Бога любая вера принесет вред. Она чаще всего начинает взращивать в человеке гордыню и самомнение своей уникальной, на самом деле, очень опасной способностью. Я вот так еще вижу, думаю. И потом, второй момент мне хочется сказать.

Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.-5

Например, вот я такого уровня самогипноза мог достигнуть, что сам себя уверил в таком, что я смогу стать императором половины планеты. И смог. И реально смог. Вот какая у меня форма веры или синоним самогипноза. У меня вопрос.

Что было дальше? А потом всё закончится смертью. Я себя сам загипнотизировал, что я буду в раю. Но там не гипноз, там придется отрезветь. Но это хорошо. Это прекрасно, когда Господь нам помогает грядки растить, муку молоть, сундук покупать, колеса подкручивать. Но это временное.

Что потом? Главное — это вечное все-таки. Поэтому в земных делах вера может помогать. Вот мне в этом плане приходит на ум пример моей жены. Ее на операцию положили. Она говорит, что на нее не действует наркоз.

Врач пообещал, что побольше даст наркоза, но не послушал ее. И она поняла, что он не услышал ее. И стали ей резать руку. И она, чтобы переселить боль, начала петь.

Она сказала: «Тогда я буду петь». Врач говорит:«А. пой, пой». И она пела красиво. Он был очень доволен. Он считал, что раз она поет, значит, ей не больно. Он успокоился. Он и не поверил, что ей будет больно. И она пела. И потом только в какой-то момент он понял, что заморозка не действует.

Она ему говорит:«Я же вам сказала, что на меня не действует заморозка»Он говорит: «Дак ты же пела?» Она ответила: «Я и пела для того чтобы перебить боль».

Дети имеют свойство доверять родителям. Да? Дети доверяют. И нам, мне кажется, в воспитании детей очень важно подбирать правильные слова. Вот это очень важно.-6

Человек может себя вот так настроить. Это вера тоже и настрой такой. Или, как я назвал, самозомбировка. Но это хороший плод, выращенный в погребе без солнца. Все равно придет день, когда придется проснуться от самозомбирования, это день смерти, встать на суд Бога.

И там как себя не зомбируй, как себя не зомбируй, там не от нашей зомбировки будет зависеть наше состояние и наше будущее, но от Бога праведного и суда Его. Поэтому лучше себя не зомбировать, лучше уметь трезвым умом, а не пьяным смотреть на себя, на окружающих, на действительность.

Вот сейчас Евгений сказал: «Хорошо рассуждать о болезни здоровым»Правда, как бедным быть хорошо, когда я богатый. Голод это польза, когда я наелся. С другой стороны, Евгений прав. Мы знаем святых отцов. Мы видим их, читаем их жизнь. Они многие реально искали худшего. Например, Семион Столпник взошел на столп. Помните, когда он увидел, якобы ангела, который сказал ему:«За тобой Христос посылает колесницу».

Колесница стала опускаться. Он ногу занес, а потом у него возникли некоторые сомнения. Помолился, и эта колесница куда-то исчезла. И он все понял, что это было искушение. И он говорит своей ноге правой: «Ты сделала ошибку большую, ты будешь наказана, другая нога будет отдыхать, что не пошла, а ты будешь наказан».

И там написано было, что на ноге трескалось все, даже до червей. Но на самом деле он не ногу наказал, а себя. Он сознательно пошел на жестокие трудности. Его никто не заставлял. Он мог в любое время встать на обе ноги. Но тут страдания не ради страданий, конечно.

В чем разница веры самозомбирования или надежды на Бога?

В первом случае я все силы кладу на себя или на другого человека, на сына человеческого. И тут очень узкая возможность и очень узкий круг. Во втором случае на Господа, и тут не круг, а просто безграничие.