С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых. Цифра, конечно, не маленькая, однако же, если мы обратимся к истории христианской веры, то быстро поймём, что святых, на самом деле, в разы больше. Просто мы не обо всех знаем и не все они были канонизированы.

Само понятие «святости» — понятие ветхозаветное. Тема святости затрагивается в Книге Левит:

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-2

Первыми святыми были именно пророки времён Ветхого Завета.

Первый русский святой — кто он?

Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Они претерпевали ужасные страдания за свою приверженность к православной вере, но, невзирая на тяготы и невзгоды, остались верны Господу.

Братьев канонизировали в тысяча семьдесят втором году. Лики святых Бориса и Глеба изображаются на множестве икон, в их честь возводятся Храмы и монастырские обители. Кроме того, их имена носит даже российский город Борисоглебск.

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-3

Такая разная святость

Святые отличаются друг от друга по степени праведности жизни, разновидностям подвигов и принадлежности к церковному сану. Первенство отдаётся ветхозаветным пророкам и праотцам. За ними следуют ученики Спасителя и православные мученики. Следующая ступень принадлежит пустынникам, подвижникам и преподобным, а также государственным деятелям, подвижникам и епископам. Замыкают эту цепочку юродивые и блаженные.

Как люди достигают святости?

Если человек хочет стать святым, он должен следовать определённым правилам. Решающим фактором здесь является благочестие и жизнь, согласная с божественными заповедями. Хотя и тут не обходится без исключений: некоторые люди, всю жизнь отвергавшие Бога, приносили покаяние, а впоследствии достигали и святости (как, например, апостол Павел).

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-4

Не следует думать, что «святым нужно родиться». Люди становятся святыми, и иногда это происходит совершенно неожиданно — нечто подобное произошло с разбойником, казнённым рядом со Спасителем.

Ещё одним обязательным условием для канонизации является наличие примера для подражания. Потенциальные святые должны обладать незаурядными моральными качествами и духовной силой.

Чаще всего ими могли «похвастаться» столпники или затворники, творившие непрерывные молитвы в местах, находиться в которых было крайне трудно — простым людям подобный подвиг оказался бы не по плечу.

За назначение святых отвечает особая комиссия, в состав которой входит около пятнадцати человек. И это не только священнослужители или представители священноначалия, но и учёные, отвечающие за сбор материалов о том или ином потенциальном святом.

Речь в данном случае может идти, например, о чудотворениях, совершаемых святым как при жизни, так и после смерти. Один из последних признанных святых — святитель Лука Крымский, являвшийся священнослужителем и врачом.

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-5

Часто комиссия руководствуется следующим негласным правилом: канонизировать святого следует не ранее, чем через пятьдесят лет после его отхода в мир иной. Безусловно, во всяком правиле есть исключения, однако же к таким исключениям стараются прибегать не слишком часто.

Не перевелись святые и в наши дни — к ним относится, к примеру, знаменитый старец Ипполит, которого при жизни часто называли «самым добрым батюшкой на свете». Вероятно, он будет канонизирован в ближайшем будущем.

Своими рассуждениями о святых, которых он знал лично, решил поделиться и протоиерей Владимир Воробьёв:

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-6

«…Я, по великой милости Отца Небесного, был знаком с несколькими истинно святыми людьми, настоящими старцами. Один из них — батюшка Иоанн Крестьянкин, имя которого известно каждому верующему человеку. Я общался с ним на протяжении многих лет и хорошо его знал.

Когда человек хочет поговорить со старцем, его одолевают сомнения:

О чём спросить? О чём умолчать? Как вести себя?

Простым людям хочется многое узнать, но у батюшек бывает ещё больше вопросов, ведь они спрашивают не только о своём, но и о вещах, связанных с их духовными чадами.

И, должен сказать, все святые — разные. Каждый имеет свой характер и свой особенный дар. Одни старцы предпочитают больше молчать, а иные, напротив, дают тебе ответы, хотя ты даже не успел ещё ни о чём спросить. Именно таким и был Отец Иоанн.

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-7

Когда я входил в его келью, мою душу тотчас начинала переполнять какая-то особая теплота, отрада и мир. И в этот миг я переставал в чём-либо сомневаться — у меня не оставалось никаких вопросов, а ум мой озаряла удивительная ясность. И покидать келью очень не хотелось — так хорошо было рядом с Отцом Иоанном, что хотелось остаться с ним навсегда.

Святой человек хранит в своём сердце горячее духовное пламя. Мы видим его, когда смотрим на иконы — там оно изображается в виде нимбов, опоясывающих головы святых. А порой это благодатное свечение можно различить и при жизни святого.

Этим славились и Моисей, и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский — по словам их учеников, в минуту вознесения молитв их окружал удивительный нетварный свет.

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-8

Многим из нас кажется, что святого человека можно увидеть только на иконе. Да и сейчас святых уже не осталось — не то, что в прежние времена… Но с такой точкой зрения я никак не могу согласиться. У Господа святые есть всегда — и тогда, и сейчас, и через время они тоже будут, вплоть до скончания времён.

При этом святыми бывают и известные старцы, и люди, о которых никто и ничего не знает. Я в детские годы знал одну святую матушку, вдову загубленного коммунистами священнослужителя. Она тогда осталась одна, но, невзирая на тяготы, вырастила всех своих пятерых чад.

И, должен сказать, она была абсолютно святой. Когда она приходила к нам, я ясно ощущал, что она приносит с собой какую-то особую благодать. Это было одновременно и ощутимо, и необъяснимо. Я смотрел на неё, и меня наполняла какая-то совершенно особенная тихая радость и ощущение мира…

Больше всего на свете эта женщина любила возносить молитвы — в живых и горячих молитвах она проводила большую часть своего времени.

С момента зарождения христианства Православная Церковь канонизировала более пяти тысяч святых.-9

И, я уверен в том, что такие вот святые люди, подобные этой матушке, встречаются и в наши дни. Ведь святость зависит от веры, но не от эпохи».