Вопрос:
«Здравствуйте, батюшка. Расскажите, пожалуйста, смысл послания Сына Божьего на землю. Неужели нельзя было научить людей, рассказать им заповеди голосом с неба или в голове и простить им все грехи без мучений и распятий?»
Ответ батюшки:
Тут важно понимать, что Бог не кого-то послал на землю, а сам сошёл на землю.
Например, некоторые религиозные течения считают, что Иисус Христос — это не сам Бог, а отдельная личность, отдельная сущность. Иисус был послан на землю Богом.
Тогда получается, Бог очень жестокий. Бедного этого Иисуса отправил на мучение, сам в это время на небе почивал и получал от этого удовольствие, что там где-то Иисус мучается.
Но мы, представители традиционных направлений христианства, не только православные, но и католики и другие, сходимся в мысли в том, что Христос — это есть сам Бог, всё та же самая Сущность.
И это не Бог кого-то послал, а сам Бог захотел освятить своим воплощением человеческую природу, взять на себя всё человеческое, освятить своим воплощением и в то же время явить пример своим наставлением, своей проповедью. Это именно пример жертвенной любви.
Мог бы Бог не воплощаться?
Наверное, мог бы. Он же всё может.
Может Бог совершить нравственное преступление?
Может, потому что Он всё может. Но Он этого никогда не сделает, потому что Он есть добро, любовь.
Мне кажется, очень хорошо описана жертвенная любовь Христа, почему Он принял себя на крестную жертву в фильме «Хроники Нарнии», экранизацию посмотреть было бы очень здорово.
Там показывается такой пример, когда злая королева соблазняет мальчика, говорит:
«Я тебе дам вкусняшки, а ты перейди в мою власть».
Мальчик продаётся за какие-то мармеладки, и в это время злая королева – символ сатаны – берёт его к себе в плен, и мальчик оказывается в рабстве у злой королевы.
Тут приходит Аслан, в фильме и в книге он изображён как лев, как царь, приходит и говорит:
«Отдай мне мальчика».
Королева говорит:
«С чего это? Всё было добровольно. Я ему конфетки, а он свою жизнь, свою душу мне продал. Всё нормально, он же конфеты слопал. Ты же его не отнимешь у меня насильно, ты же сам стоял у составления законов».
Мог бы Аслан взять и насильно забрать мальчика?
Мог бы. Но тогда бы он был уже не тем Асланом, который устанавливал законы нравственные. Тогда Аслан предлагает Королеве неравный обмен.
Он говорит:
«Хорошо, забирай меня вместо мальчика».
Обмен происходит. С точки зрения христианства это сошествие Иисуса в ад. То есть он сам отдаёт себя во власть Злой королевы, сходит в ад. Злая королева, то есть сатана, ликует, думает, что наконец-то она победила Аслана. В фильме это показано как ритуальное убийство.
Смерть Аслана – это символ крестной смерти Христа. И она думает, что всё, она победила. Но через три дня Аслан воскресает, и царство Злой королевы просто сыпется, не выдерживая мощи Аслана.
То же самое произошло с адом, когда Господь туда спустился. Ад, где есть Бог, — это уже не ад. И врата ада были сокрушены, и Господь освободил род человеческий от греха и смерти тех, кто добровольно захотел за ним идти на эту самую свободу, быть во власти Бога, не во власти дьявола.
Мне кажется, вот эта метафора очень хорошо объясняет, почему Господь не вероломно освободил род человеческий, который когда-то добровольно сам вкусил с древа познания добра и зла, а принёс себя в жертву.
Святые отцы употребляют очень часто слово «искупление» или даже «выкуп». То есть «Забирай меня и отпускай людей». И этот обмен произошёл, этот выкуп произошёл, это искупление произошло, и потом Господь освободил род человеческий.
Текст основан на видео с канала «Альвиан Тхелидзе»