Вопрос:
«Что такое созависимость? Существует ли так называемая созависимость?»
Ответ батюшки:
В своей практике деятельности помощи людям страждущим избавления от тех зависимостей, которые у них есть, я пришел к убеждению, что правильнее было бы следовать святоотеческой терминологии. Там термина зависимости нет, созависимости тем более. Там говорится о страстях, о страждущем человеке. И страсть, которой обладает человек, это в принципе потеря свободы.
Я полагаю, что правильнее было бы говорить не о зависимости как о таковой, а о потере человеком своей свободы и о возвращении к ней. В настоящее время свобода для большинства наших соотечественников стала такой непосильной ношей. Почему? Потому что свобода неизбежно сопряжена с выбором, а выбор несет ответственность за ту стратегию жизни, за ту модель поведения, которую человек для себя выбирает. И ответственность неизбежно отражается в жизни человека.
Для того чтобы сделать правильный выбор, человеку необходимо ставить перед собой цель. Возвращаясь к практическому опыту работы с зависимыми людьми, хочется отметить, что у большинства из них нет цели. Они живут обстоятельствами сегодняшнего дня, а попросту, как в народе говорится, кто куда позвал, тот туда и пошел.
Конечно, если у человека есть цель в жизни, если у него есть ответственность за тот выбор, который он для себя делает, если у него есть стремление, понимание, знание, как сохранить себя в свободе, то человек совершенно иначе уже относится к своей собственной жизни.
При каких условиях человек может изменить свою жизнь? Тогда ли, когда он узнает все про зависимость? Тогда ли, когда он сумеет найти способы с ней бороться? Я в практике своей деятельности убедился в том, что человек меняет образ своей жизни, во-первых, когда у него появляются в жизни смыслы, во-вторых, когда у него появляются в жизни цели и ценности жизни.
Когда человеку удается обрести смысл, цели и ценности, тогда человек меняет образ своей жизни. Но цели, ценности и смыслы – это как раз наша христианская жизнь. Духовность как раз задает жизнеутверждающие смыслы жизни, главным из которых является как раз спасение, победа жизни над смертью и, собственно говоря, победа над своими страстями и обретение свободы.
В практике нашего общества трезвости был такой период, когда у нас было целых два реабилитационных центра – мужской и женский.
И в практической помощи людям, которые находились у нас в центре, я убедился, что человек меняет свой образ жизни тогда, когда у него появляются жизненные смыслы, человек понимает, зачем и для чего он живет, каково происхождение его жизни, какова цель этой жизни, как стремление войти в Царствие Небесное, которое находится внутри человека. И по сути дела, говоря языком психологии, это та субъективная реальность, в которой живет человек.
Для того чтобы изменить этот внутренний мир человека, ему нужно осознать, что ему в этом мешает, с одной стороны, а с другой стороны, каково его призвание, то есть ради чего он вообще живет.
В Писании нам сказано:
Именно для того, чтобы сохранить себя в свободе, нужно обрести правильные жизненные смыслы. Отсюда уже вытекают определенные цели жизни, ценности, на которые человек ориентируется. Все они вписываются в нашу христианскую картину мира.
Поэтому я бы предпочел говорить не о зависимости и о созависимости человека, а говорить об отношениях человека со своими близкими родственниками, о взаимоотношениях человека с духовным миром, о тех страстях и свободе, к который призван каждый человек.
В этом отношении именно рассмотрение жизни человека в парадигме наших христианских ценностей позволяет человеку обрести полноту свободы, вернуться к радости и обрести в жизни свои смыслы.
Текст основан на видео с канала «Протоиерей Игорь Бачинин»