Многие люди даже не догадываются о том, что на самом деле представляет собой так называемый «гражданский брак». В действительности, гражданским браком называется зарегистрированный, но не обвенчанный брачный союз. Однако в наши дни, из-за искажения нравственных вопросов, мы привыкли считать «гражданским браком» любой вид сожительства.
Но неужели пресловутый штамп в паспорте что-то значительно меняет?
И разве Бог может осудить людей, по-настоящему любящих друг друга, только за то, что они не спешат идти в ЗАГС?
Многим молодым людям подобное мнение кажется несправедливым и даже возмутительным. Как одно только отсутствие тех или иных формальностей может сделать из них отъявленных грешников? Разве какие-то бумажки могут быть важнее искренних, сильных чувств?
По мнению протоиерея Александра Ильяшенко, истинную любовь нужно доказывать поступками:
«…Порой люди, рассуждая о паре, не спешащей узаконивать отношения, говорят: «Они ведь любят друг друга!». Любовь — это прекрасно, не спорю. Но ведь настоящая любовь — это не только физическая близость. Любовь необходимо доказывать. И вступление в брак — это прямое доказательство готовности взять подлинную ответственность за того, кого ты любишь».
Тем не менее, многие пары убеждены в том, что до брака следует получше узнать друг друга, попробовать пожить бок о бок, и только после этого решать, вступать в брак или нет. Однако же подобная точка зрения исключает неподдельную искренность чувств. Как можно говорить о любви, заранее просчитывая возможность наиболее удобного для обеих сторон расставания?
И часто, живя в подобном «браке», один из партнёров всем сердцем привязывается к другому человеку, считая его своим мужем или женой, а второй в это время может спокойно думать о грядущем разрыве, так как этот «пробный» брак его не устроил.
Некоторые противники «штампов в паспорте» выдвигают иной аргумент: многие пары и по нескольку лет живут вместе, не помышляя о регистрации брака, а потом женятся, и их жизнь продолжает оставаться счастливой и благополучной.
На самом деле, этот аргумент является довольно спорным. Обратимся к официальной статистике расторжения браков в нашей стране — глядя на неё, уже труднее становится рассуждать о всеобщем счастье и благополучии. Да, многие современные браки «вырастают» из простого сожительства — то есть блуда, о котором Господь отзывается категорично и твёрдо.
Рассуждая о добрачной близости, игумен Лука Степанов высказывался следующим образом:
«…Блуд не является подготовкой к брачным отношениям — напротив, он противоположен им. И благое, и дурное на свете устанавливают и открывают не люди, но Господь». Очень непросто рассуждать о счастливой жизни, если она строится на грехах и порочности.
Вспомним о том, что физическая близость между мужчинами и женщинами создавалась Небесным Отцом, прежде всего, для продолжения рода, и, кроме того, для изъявления любви и единства именно в брачных отношениях. Любые иные «браки» ложны, так как они создаются в угоду греховным наслаждениям и отдаляют нас от Господа.
Добрачные отношения лишены подлинной ответственности и бережности, ведь сожители знают о том, что «в случае чего» они могут с лёгкостью расстаться и найти нового партнёра.
Абсолютно согласен с этой точкой зрения и батюшка Димитрий Шишкин:
«..Молодые люди часто говорят: «Для чего нужно ставить печать в паспорт? Какое она имеет значение? Что она есть, что её нет — важно ведь другое».
В таких случаях я задают такой вопрос:
«Значит, по-твоему, разницы нету?». «Нету» — соглашается собеседник. «Ты уверен?» — снова переспрашиваю я. «Уверен!»— кивает головой человек. «Ну, раз так, идите и поставьте эту печать!» — говорю я.
И тут же становится ясно, что разница на самом деле есть — всплывают всевозможные заминки и сомнения…
Почему так?
Всё просто: «печать» заверяет ответственность, и именно эта законная ответственность разделяет такие понятия, как «брак» и «блудное сожительство».
Своим мнением о «гражданских браках» решил поделиться и протоиерей Павел Гумеров:
«…Настоящая любовь может существовать лишь в брачном союзе, когда муж и жена и друг перед другом, и перед Небесным Отцом приносят обеты, выражающие их готовность быть верными, честными и ответственными. Ни физическая близость, ни совместная жизнь не способны подарить молодым людям подлинного счастья, ведь брачные отношения подразумевают не только телесное, но и духовное единение.
Один мудрый батюшка как-то раз сравнил сожителей с простыми людьми, надевшими на себя одежды священнослужителей и дерзнувшими проводить Литургическую службу. Они жаждут обрести то, на что не имеют прав.
Более того — гражданские «мужья» и «жёны» не только попирают семейные законы, но и находятся вне Церкви. Иначе говоря, они по собственной воле отказываются от прикосновения к Святым Таинствам.
Если блудный человек пожелает обратиться в Православную веру, его не покрестят, пока он не заключит официальный брак или не откажется от физической близости с сожителем. Дело в том, что в момент Крещения мы умираем для всего плотского, порочного и земного и рождаемся заново — уже как христиане. Мы обещаем быть верными Спасителю, а потому и от прегрешений должны отказаться.
Сожители не имеют права даже на Венчание — первым делом необходимо заключить официальный брак, и лишь затем помышлять о Таинстве.
О людях, состоящих в «гражданском браке», упоминается и в одном из правил Василия Великого:
Заметьте — Святитель говорит о необходимости епитимьи для таких людей. И, естественно, пока пара не вступит в брак или не откажется от блудного сожительства, о Таинстве Причастия придётся забыть.
Однако же я часто слышал иное мнение: если людям, живущим «гражданским браком», запретить участвовать в Таинствах, они, в конце концов, отвернутся и от Церкви, и от Господа. Я убеждён в том, что священники должны не заманивать прихожан в храм любыми средствами, но наставлять их на путь истинный. А это невозможно сделать без вразумлений, наставлений, а иногда — и определённых наказаний.
Скажу больше: я ни разу не сталкивался с тем, чтобы то или иное ограничение отвратило человека от Церкви. И бывших сожителей я часто вижу в храме — многие из них всё-таки вступили в брачный союз. Здесь ведь многое зависит и от того, как с человеком поговорить.
Я всегда стараюсь объяснять такие вещи мягко и вежливо: люди должны понимать, почему блудное сожительство — это большой грех, и почему этот грех отдаляет их от Бога. Конечно, в подобных ситуациях не нужно тут же расставаться с близким человеком — важно понять, что для Вас сейчас более актуально: вступление в брачный союз или отказ от телесной близости.
Ведь, в конце концов, жизнь строится не вокруг интима. Многие после подобных бесед одумываются и женятся — однако же до того к Таинствам прикасаться нельзя.
Если люди начнут чаще задумываться о том, что блудное сожительство лишает их участия в Евхаристическом Таинстве, отделяет их от Чаши с Христовой Кровью, то, быть может, это изменит их жизнь, откроет им глаза.
Однажды со мной захотела поговорить одна женщина — она горячо желала поучаствовать в Таинстве Причастия, но призналась в том, что уже довольно давно состоит в «гражданском браке». Я исповедовал её, мы пообщались, однако же я сказал ей, что от Таинства пока придётся отказаться.
Она отнеслась к моим словам с пониманием. Именно этот разговор в итоге подтолкнул её к беседе с сожителем. В итоге пара расписалась, а эта женщина ещё долго благодарила меня за добрый совет. И, к счастью, аналогичных случаев на моей памяти немало».