Вопрос:
«С точки зрения одного известного интернет-проповедника бес может переселяться по наследству от родителя к ребенку и мучить его, как родителя. Нет ли и во мне этого «квартиранта»? Один психиатр считает, что любого «беса» можно выселить с помощью седативных или лекарств, или антидепрессантов»
Отвечает батюшка:
Это огромная область духовных знаний и знаний медицинских, в которых иногда очень трудно разобраться. Я не большой специалист в последних, да и в первых тоже, но все-таки не существует никакого родового беса. Человека, который об этом говорит, надо сразу просто выключать и банить.
Вселение демона в душу человека происходит. И тот из нас, кто видел, как ведет себя бесноватый, никогда этого не забудет. Я видел это два раза в жизни, оба раза в святых местах. Первый раз в Дивеево у мощей преподобного Серафима в 1993 году, и второй раз, не помню в каком году, у мощей блаженной Матроны.
Оба раза это были хрупкие, тоненькие девушки, которые рычали страшным нечеловеческим басом, и там и там несколько взрослых мужчин еле-еле могли удержать их за руки и за ноги. Они изрыгали проклятия на святых, хулу на Бога.
Когда их все-таки подводили к мощам и заставляли к ним прикоснуться, они обмякали, после некоторого короткого обморока приходили в себя и говорили уже своим девичьим голосом, тихо, спокойно.
Мы все стоящие в храмах чувствовали эту открытую бездну, которую ни с чем не спутаешь. Это не психиатрия. Это страшно. Это бывает крайне редко. Это не может произойти с человеком просто потому, что бес на каком-то основании прилепился к роду.
Это бывает попущено Богом, очень трудно исследовать за что и по какой причине, но иногда и, наверное, все-таки чаще всего за какой-то страшный грех.
В послании апостола Павла к Коринфянам есть слова о тяжко согрешающем блуднике, который грешен кровосмешением, при этом остается членом общины коринфской, что недопустимо. Апостол Павел об этом предупреждает и говорит:
То есть с тем, кто живет в тяжком блудном грехе, при этом продолжает называть себя братом, нельзя ни общаться, ни есть вместе.
Апостол Павел напоминает, что это не относится к неверующим блудникам, потому что иначе надо было вообще ни с кем не общаться. Только к тем, кто пытается сохранить жизнь в этом грехе и оставаться христианином.
Видимо, совершение тяжкого, смертного, мерзкого греха при понимании того, что это грех, и параллельное участие в таинствах может привести, как богохульство и кощунство, к тому, как апостол Павел говорит, что он будет предан сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен.
Что касается психических расстройств, заболеваний, действительно, демоническая сила часто пытается использовать эти болезни, эти страдания душ людей. Но, повторюсь, это не может произойти без позволения Бога. Мы знаем из Евангелия, что даже в свинью сатана не может войти без позволения Бога. Он пытается воспользоваться этой болезнью.
Как, допустим, вирус современный нам, он поражает те места в организме, которые особенно больны. Если у человека больные суставы, переболев модным вирусом, он вдруг получает на выходе совершенно больные суставы, тяжелые ухудшения своего диагноза своего. Так же и здесь.
С другой стороны, душевнобольной человек может свои душевные переживания списывать на вражеские нападения или на одержимость. И это безусловно задерживает лечение.
Он говорит:
«Нет, лечиться мне не надо. Это все демоны. Я буду только читать молитвы».
Это неправильно.
Поскольку современная психиатрия стремительно развивается, то вполне к ней применимы слова из Священного Писания «дай место врачу».
Но подкрепи это молитвой, постом, добрыми делами и, конечно, участием в Святых Тайнах.