На страницах Евангелия мы можем найти следующие строки: «Претерпевший же до конца, тот спасен будет» (Мф.10:22). Но на сегодняшний день значение термина «терпение» претерпело значительные изменения. Если в прошлом оно было одной из главных добродетелей христианина, то в настоящее время сильные люди всячески пытаются решить возникшую проблему, а не терпеть и смиряться перед ней.
На примере княгини Анны Кашинской можно увидеть, что такое мнение ошибочно. Княгиня показывает это и своей земной жизнью, и жизнью вечной.
Тяжелая женская доля
Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. А ее прадед князь Василий Ростовский некогда принял тяжкую смерть, отказавшись предать свою святую православную веру. Анна сразу после кончины отца стала женой Тверского князя Михаила. Прошло два года, и дом семьи полностью сгорел. В огне погибло все имущество супругов. А дальше последовала болезнь мужа и смерть дочери. В 1318-ом году супруг Анны был замечен в Орде. Здесь же приняли смерть ее сыновья и внук.
Церковь знает много историй о том, что мученическая смерть одного супруга способна осветить путь обоим, ведь само существование оставшегося в живых становится мучением. Так и произошло у Анны Кашинской.
После трагической гибели супруга она постриглась в монахини и поселилась в Кашинском Успенском монастыре. Затем она приняла постриг схимы. 2 октября 1368-го года Анна скончалась. Она была прославлена Церковью за стойкость ее души.
12 июня (25 июня) 1650-го года мощи Анны были перенесены из Успенского собора в Воскресенский. Причем в этом принимали участие сам царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и вся царская семья.
Фрагмент иконы с изображением святой Анны Кашинской
Святую «разжаловали»
В XVII веке происходит раскол Русской Церкви. В этот период святая Анна попадает в эпицентр внимания. Она словно становится молчаливым апологетом тех, кто ревностно относится к старине. Реформаторскими преобразованиями не были предусмотрены какие-либо компромиссы, к любому несогласию относились враждебно.
После того как мощи Анны были открыты, оказалось, что пальцы правой руки покоились на груди и были соединены в двоеперстие (так крестное знамение совершали начиная с VIII века). Но на русской земле он был признан еретическим, тогда святая стала символизировать представителей «старой веры».
К чему же это привело? В 1677-ом году патриархом Иоакимом была «аннулирована» ее канонизация. Подобное решение было единственным за всю историю Церкви. Оно было принято, поскольку в житии Анны было обнаружено девять несогласий. Поэтому по решению патриаршей комиссии было решено, что как житие, так и сказание святой являются неправдоподобными. Мощи Анны запечатали, но оставили в стенах Воскресенского собора.
Святая «под спудом»
Так Анна была «развенчана» на целых 230 лет, однако, православные все эти годы чтили святую, невзирая на то, что она оказалась «деканонизирована». Множество людей по-прежнему приходили, чтобы побыть у ее гроба, прежде чем вступить в брак, принять постриг, начать обучение в школе…
Народ приходил к ней и тогда, когда в жизни наступали болезни и скорби. В 1728 году Кашинский бургомистр попросил Тверского владыку Феофилакта о совершении крестного хода в День всех святых от мощей Анны к храмам Кашина.
Первую попытку второй раз официально канонизировать Анну Кашинскую предпринял митрополит Московский Филарет (Дроздов) в 1818 году. К сожалению, она оказалась безуспешной. В стенах краеведческого музея Кашина находятся обращения народа к представителям Синода причислить княгиню Анну Кашинскую к лику святых.
Но это случилось лишь в 1909 году. Событие совпало с днем переноса мощей Анны. Спустя год на территории Петербурга состоялось освящение храма в ее честь. А в Грозном, в Терском казачестве было решено основать женскую общину во имя княгини Анны.
Молитва Анне Кашинской
«Потерпи Господа в день скорби»
Святая Анна стала близка к православным во времена революции и военных действий XX столетия. В этот период женщин объединяла одна общая судьба: их мужья и сыновья уходили на войну, с которой многие не вернулись.
У апостола Павла можно найти следующие строки:
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим 5:3).»
Тот, кто претерпел столько мучений в земной жизни, удостоен Господом молиться о страждущих душах. И по сей день святая Анна — верная спутница и заступница, которая утешает всякого скорбящего христианина.