Вопрос:
«Во время крещения слышно, читается очень много молитв о нечистой силе, о том, что Господь оградил нас от этой нечистой силы. Скажите, а почему так много молитв читается, и почему эта тема так важна в таинстве крещения, так много ей уделяется внимания?»
Отвечает протоиерей Михаил Потокин:
Вы знаете, есть в молитвах перед крещением, которые человеку всякому читается еще не крещеному, такая часть молитв, которая называется экзорцист, где читаются молитвы, которыми запрещается поднебесным духам злобы воздействовать на человека, влиять на нашу с вами природу и, в первую очередь, на нашу свободу.
Я читал впечатления Ахматовой об этой части крещения, где она говорит о том, как это долго, четыре большие молитвы читаются, «Запрещаю тебе, запрещаю тебе, запрещаю тебе, дьяволе».
И всячески эти запреты повторяются и повторяются, как бы внушая нам о том, что это очень важная часть духовной жизни человека, когда такое внимание уделяется дьявольскому воздействию на свободу человека.
На самом деле это действительно непраздный вопрос. Как говорит апостол Павел, что брань наша, наша духовная война не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной. И где же идет эта война?
Эта война идет в первую очередь в нашем разуме. Потому что разум первый, кто воспринимает духовную жизнь. Разум воспринимает через мысль. И мысли эти бывают совершенно различные.
Мы можем, конечно, не искать причины, почему мы так думаем, но это будет, наверное, не очень правильно. Можно различать мысли, и этому посвящена большая часть аскетической литературы, «Невидимая брань» Никодима Святогорца или другие книги. Но нужно понимать, зачем мы это делаем.
Когда Христос в ответ иудеям сказал, что сделает их свободными, они удивились и сказали, что они не рабы, а свободные люди. И вот Господь говорит, что свободным может быть только тот человек, который свободен от греха, а делающий грех – раб есть греха.
И порабощение наше не только в привычке к греху. Когда мы принимаем мысли, которые приходят нам, когда они становятся нашими, когда мы соединяемся с ними, мы перестаем отвергать и реагировать на них, как на что-то чуждое, что-то недопустимое, невозможное, что сказано не нашим другом, а нашим врагом, причем врагом смертельным, который хочет лишить нашу жизнь радости, чтобы Господь, который нам дал жизнь, увидел ее пустой. И вот эта брань идёт внутри нас.
Как же нам различать эти мысли?
Есть простые правила, особенно что касается мыслей навязчивых, мыслей тех, которые повторяются постоянно, которые как гнус какой-то гудят в нашей голове, постоянно нас возвращая к одному и тому же предмету. А чаще всего это как раз мысли от дьявола.
Один из примеров – это ревность. Потому что ревность – есть внушение человеку того, чего на самом деле, может быть, и нет.
Далеко от истины то, что мы с вами, как ревнивцы, видим в другом человеке. Мы начинаем замечать и в то же время сопоставлять такие вещи, которые на самом деле не связаны. Вот он посмотрел туда, значит, он на другого посмотрел. Вот он что-то взял и написал, значит, он другому написал. Вот он куда-то пошел, значит, он другому пошел.
Почему мы так считаем? Откуда это знание? Его нет на самом деле, но это мы принимаем за истину, потому что это мысли, которые пришли к нам, мы уже с ними согласились.
Так вот, нужно помнить, что на самом деле Бог всегда соблюдает человеческую свободу. И это значит, что, если что-то Он и скажет нам, и мы это не примем, эта мысль уйдет от нас, мы никогда, так сказать, не увидим насилия над собой.
Дьявол же, наоборот, действует силою, потому что по-другому действовать не может. Он должен внушить нам, что по-другому нельзя, что это правда, что то, что он вкладывает в нашу голову, это и есть то, чем мы с вами живем и то, как жизнь устроена. По-другому нельзя, потому что он не может родить другую жизнь. Он может испортить ту, которая есть у нас с вами.
Поэтому вот различение мыслей, особенно что касается мыслей навязчивых, осторожность к ним, внимание к тому, что происходит в тебе, откуда у нас вдруг такая логика, а дьявол связует эти все цепочки так, что и не придерешься, а оказывается потом, что это была ложь с самого начала.
Поэтому вот как его Господь называет отцом лжи, так мы с вами должны это принимать и понимать.
А иногда начинают говорить, что эти навязчивые мысли оказались правдой. И это вторая часть о том, о чем я хочу вам сказать.
Когда Господь изгоняет бесов, бесы начинают говорить, что Он Христос. И это правда. Они знают о нем больше, чем те, кто его окружают, они знают, кто их изгнал. Поэтому просят Его, чтобы Он не посылал их в бездну, чтобы Он их не мучил, потому что рядом с Ним они находиться не могут.
Почему же Господь запрещает им говорить то, что, казалось бы, правда, и что, услышав так громогласно, что из человека изошел бес, и человек лежит без сознания, а до этого он был дикий, которому подойти было нельзя? Сколько людей это видит?
Наверное, все услышат тогда от беса, что вот Христос, и пойдут за ним. Это неверно.
Дело в том, что в толковании у святителя Амвросия Медиоланского по этому поводу довольно точное указание – бес никогда ничего не сделает просто так. Если он где-то и скажет частично правду, только лишь с той целью, чтобы приправить ее потом еще большей ложью и увести человека в другую сторону от того, куда он должен был идти.
И простой пример из Евангелия, когда Господь насыщает пятью хлебами народ, Он удаляется от людей. Почему? Потому что они слабы. И тот, кто противостоит Ему с другой стороны, он внушает им мысль о том, что это сделано не из милости, это сделано для того, чтобы они Его сделали царем, это сделано из властолюбия.
Поэтому мы с вами также видим, что брань, эта война идет всегда. Если мы начнем немножко хотя бы трудиться различать, что происходит в нашей голове, я вас уверяю, намного легче нам станет жить, потому что это различение того, что происходит во мне, наверное, и есть основа духовной жизни.
Текст составлен на основе видео с канала «Экзегет»