Вопрос:

«Как подготовиться к молитве? Каково должно быть состояние души человека для того, чтобы молитва была услышана Богом?»

Ответ священника:

Святые отцы об этом много говорят. Давайте обратимся к великому учителю молитвы, к преподобному Иоанну Лествичнику, к его замечательной книге «Лествица».

«Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы»

Как и Господь наш Иисус Христос сказал:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

То есть ты должен постараться всем всё простить. Давайте не будем себя обманывать, прощать не так просто. Иногда это занимает большое время. И если не получается простить, то ты хотя бы помолись за этого человека:

«Господи, помоги мне его простить. Благослови раба Твоего такого-то…».

И тебя отпустит. Это первое условие для того, чтобы молитва состоялась.

Следующее условие для того, чтобы молитва была услышана таково:

«Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу».

То есть молитва должна начинаться с благодарения, с молитвы за врагов.

Так обычно и бывает. После начальных слов «Молитвами святых отец наших» или «Благословен Бог» мы произносим:

-2

Это слова благодарения. То есть поблагодари Бога и это будет правильное устроение для молитвы, тогда больше надежды, что Господь тебя услышит. Мы не чуем божьего ответа, не потому что он не слышит, а потому что мы не так устроены, мы не готовы.

Так вот благодарное устроение души – это необходимое качество молящегося человека.

Ещё одним необходимым условием для молитвы, которая утешит нашу душу, является сердечное сокрушение:

«Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано».

То есть что-либо просить у Бога надо после того, как ты Его поблагодарил и покаялся. Мы начинаем обычно молитву со слов:

«Боже, очисти мя, грешнаго», «Боже, милостив буди мне грешному».

То есть первое, что мы делаем, — мы пытаемся собрать сокрушенное сердечное состояние. Потом мы начинаем наш разговор с Богом. Если этого нет, тогда мы не на месте, мы не пришли, не встали перед Богом.

-3

Человек, стоящий перед Богом, — это человек, ощущающий свою греховность.

Если ты ее не ощущаешь, если ты об этом себе не напомнил, ты не встал перед Богом. Ты где-то в другом месте. Потому что невозможно, подходя к этому величайшему свету. не увидеть всей своей грязи. Если не увидел хотя бы часть своей грязи, то значит ты еще не у света, ты не встал перед Ним.

Поэтому тот, у кого нет покаяния, тот никогда не будет молиться по-настоящему.

Еще одним необходимым условием подготовки и начала молитвы является сердечная тишина. Давайте вспомним, с чего начинается всенощное бдение. Оно начинается с каждения в тишине.

Это память о том, как это было в древности, когда всенощное бдение действительно было всенощным бдением в молитве перед Богом: кадился храм, и все в этой тишине собирали свой ум.

Надо сказать, что если вы откроете молитвословы старого издания, еще дореволюционного или начального периода 70-х годов, то там будут такие слова:

-4

Вот это «постой мало молча, дондеже утишатся вся чувствия» — это необходимая пауза, которую надо взять перед тем, как мы начинаем говорить с Богом.

Потому что даже с каким-то мирским большим начальником, никто не будет взбудораженный, непричесанный врываться к нему в кабинет. Человек встанет, одернет на себе одежду, причешет волосы, соберется со вниманием и тогда только постучится.

А почему-то к Богу мы приходим набегом. Этого нельзя, конечно, делать. Должна быть обязательно молитвенная тишина. Её надо собрать. Надо прекратить по возможности все помыслы. Тогда молитва скорее всего состоится.

Текст основан на видео с канала «Протоиерей Федор Бородин»