Отвечает протоиерей Михаил Потокин:

Нужно начать с того, что такое пост. Пост – это не просто воздержание от пищи или супружеских отношений. Пост всегда к чему-то устремлен – к празднику, к событию: Пасхе, Рождеству, Успению или празднику апостолов.

Поэтому мы должны понимать пост не как отдельные дни, а как путь к чему-то.

Например, дни Рождественского поста ведут нас к Рождеству. Господь приходит в мир жестокий и развращённый, мир, полный предательства, горя, несчастья, злобы и насилия – всего того, что породили человеческие грехи.

Мы можем сказать, что сами насилия не совершали, но всякий грех, всякая нечистота, всякая неправда – это наше участие в неправде всего мира. То, что совершается где-то, совершается и тогда, когда мы грешим, когда отходим от заповедей Божьих.

У Хемингуэя есть произведение «По ком звонит колокол» с эпиграфом из Джона Донна: «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».

Когда мы говорим о воздержании, о посте, мы часто имеем в виду нашу личную жизнь: «это мой пост, моё воздержание». Но это не совсем так. Если бы это было только личным, что бы это нам приносило?

Всё это устремлено к событию Рождества Христова, которое мы должны встретить всей церковью, встретить Христа, несмотря на всё наше недостоинство и ужас, который присутствует в этом мире.

Воплотившийся Господь, как Он говорит, в рукотворенных домах не живёт. Сердце человеческое – вот место обитания Бога.

И если в сердце не будет хотя бы малого уголка, вертепа какого-то, где-то в глуши, в пустыне, то куда же Бог придёт? Где Он может родиться?

Поэтому в нашей жизни требуется освободить место для Бога. Мы всё время заняты собой, своими делами, всем тем, что считаем важным для себя. А когда мы говорим о другом, нужно немного себя забыть.

В этом помогает воздержание, потому что оно выявляет все зависимости, которыми мы страдаем.

Можно сказать, что если нет воздержания, то и каяться будет не в чем. Если нет закона, если нет того, что нас ограничивает, мы не видим своей природы. Увидев свою природу через покаяние, мы можем попросить у Бога, чтобы хотя бы где-то образовался уголок в нашей душе, чтобы что-то живое могло в ней возникнуть, несмотря на то, как часто мы убиваем душу своими грехами и плотскими желаниями.

Поэтому, чтобы душа наша жила, а только живая душа может встретить Бога, нужно приготовление.

Пост – это не просто воздержание, не сорокадневное испытание. Это ожидание.

Если в вашей жизни вы ждёте важного события, решающего всю вашу судьбу, вопрос жизни и смерти – будете ли вы думать о пище в этот момент? Вряд ли.

Вопрос воплощения Христа, Его Рождества – это вопрос жизни и смерти всего человечества, в том числе и вашей духовной жизни и смерти. Поэтому малый труд – забыть немного про пищу, про внешнее.

Именно забыть, а для этого вначале нужно ограничить себя. Но ограничить не просто страдая о том, что «вот у меня этого нет, наконец-то дождусь конца поста и наемся». Не в этом дело.

Нужно что-то вместо этого в душе своей найти – желание духовной жизни, поиск этой жизни.

Когда у нас тихо в доме, мы можем слышать то, что нам сказано. Если будет всё время гром греметь, мы ничего не услышим. Наша телесная жизнь устроена так, что всё время гремит гром, всё время требуются удовольствия и насыщение. Если мы хоть немного утихомирим свои телесные желания, тогда сможем услышать духовное.

Услышать духовное – значит постараться искать встречи с Богом.

Эта встреча назначена: дни приближаются, заканчивается пост, и мы встречаем Рождество Христово. Но чтобы встретить его не внешним образом, не как дату в календаре или день недели, а именно как событие нашей жизни, должно быть тише в нашей внешней телесной жизни.

Поэтому пост нам необходим, чтобы мы могли этот путь преодолеть, чтобы у нас были силы, и чтобы в нашей душе было место, куда можно поместить живое духовное. Нам кажется, что мы живём духовно. Но если посмотрим на евангельское слово, окажется, что мы совсем мертвы.

Чтобы оживить нас, нужны усилия, в том числе и внешние. И пост в этом смысле, наверное, самое простое, что мы можем сделать, потому что взамен получаем гораздо больше.

То есть то, что мы потратили для воздержания, именно понимая цель его, мы с вами кратно больше получим. Господь говорит, что и в 30, и в 50, и в 100 раз больше мы получим посеянного.

Когда мы вкладываем средства и хотим получить прибыль, мы не страдаем от того, что средства сейчас не наши. Мы понимаем: вложили их, сейчас не пользуемся, но потом они принесут большую мзду.

Так же и здесь: вкладывая что-то в пост, мы приобретаем духовную мзду, прибыль в душе, и она кратно больше потраченного.

Наше несчастье в том, что мы пост воспринимаем только как правило, а не как возможность приобретения чего-то. А это большая возможность, которая действительно даётся нам в эти дни.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру