Великий пост – это самое важное время в нашей духовной жизни, самое духовно напряженное, самое благодатное время, когда мы совершаем самые важные подвиги в своей жизни.
Самые длинные молитвы, самые длинные службы, самые важные слова мы читаем в молитвах. Все нужно и все важно, но в пост это все концентрируется.
И одна из самых важных духовных богослужебных молитв происходит в пост. Это молитва Ефрема Сирина. В ней есть три группы прошений, и завершается эта молитва, наверное, самыми важными для нас словами.
В этих последних словах молитвы мы просим для себя исполнения условия спасения нашей души. Господь ставит условия: если это не сделать – не спасетесь, если это сделаете, то не будете осуждены.
Эти слова:
И все знают, что, если мы не осуждаем брата своего, то и мы не будем осуждены, мы попадем в Царство Небесное. То есть на Страшном суде будем оправданы, если не будем осуждать брата своего.
Вот как важно совершить этот подвиг! А подвиг это, потому что мы видим множество грехов наших близких.
Они каждый день против нас грешат, мы видим их немощи, они и раздражаются, и гневаются, и обижают нас, и говорят какие-то нехорошие, грубые слова.
Видя это, мы стараемся их не осуждать. А если осуждаем, то каемся в этих грехах.
Если мы посмотрим на святых угодников Божьих, как жили они, как они с этим боролись, и как свидетельствуют об исполнении этого подвига, этой молитвы, то мы можем вспомнить священномученика Серафима Звездинского, который говорил, что ему приходилось встречать людей, которые живут как бы ощупью, и говорят медленно и тихо, проверяя каждое слово, боясь осудить, боясь прогневать Господа.
Таков был Макарий Невский, который говорил медленно и тихо, жил в страхе Божьем, и когда во время каких-то столов или общественных собраний кто-то только начинал подходить к осуждению, он говорил:
«Не начинаем ли мы осуждать кого-то? Надо переменить тему».
Таков был старец преподобный Серафим Тяпочкин. Когда у него были агапы, трапезы любви, когда собирались верующие люди, конечно, кто-то по страстям, по немощам нашим вдруг начинал кого-то осуждать, старец Серафим вставал и уходил в другую комнату.
Если человек шел за ним, продолжая осуждение, хотелось ему этот грех совершить и вовлечь в него еще и старца, то старец просто засыпал. Спал и не слышал то, что человек говорил. Не грубил, не пересекал, просто засыпал, не слушая этого человека.
Как жили другие отцы, еще более древние?
Одного старца пригласили участвовать в суде осуждения, общественного разбора грехов брата, собрата во Христе. Старец по смирению и по послушанию не смог отказаться, но он взял дырявый мешок с песком и пошел с ним на суд, и песок сыпался сзади из мешка.
И когда спросили:
«Старец, что ты делаешь? Почему ты несешь этот дырявый мешок с песком, рассыпая песок по дороге на этот суд?».
И он сказал:
«Грехи мои за мной идут, они сыплются из меня. А я сейчас иду осуждать брата моего, когда столько грехов из меня сыпется».
Бог не гневлив, а если и гневается, то праведным гневом. Наше осуждение чужих грехов мучает Господа, оно распинает Его. Господь страдает, когда мы осуждаем ближнего своего.
Наше осуждение – это как бы гвозди, которые мы вбиваем в пречистую плоть, заставляя Его мучиться и страдать. Наши грехи – это признак того, что мы отворачиваемся от Господа.
Когда мы осуждаем ближнего своего или дальнего своего, любого человека, мы отворачиваемся от Господа нашего. И отворачиваемся мы в темноту. Отворачиваемся туда, где Бога нет.
В осуждении нет Бога!
Там есть темнота, там есть дьявол, который в этой темноте осуждения готовит нам ненависть, как плод осуждения. Ненависть к людям – это плод осуждения людей. Она рождается из осуждения. И в ненависти уже нет любви. Осуждал ты людей, начинаешь их ненавидеть. Любить людей ты не можешь, а Бог есть любовь. То есть ты уже очень далеко от Бога.
Те люди, которые осуждают, они далеки от Бога и живут в темноте, и в ужасе, и в страдании греховном, в аду и в погибели. Казалось бы, такой простой грех — ты не на кого руку не поднял, не отправил кого-то на тот свет, ничего чужого не взял, а только лишь поосуждал немножко. И так думают многие.
Нет, все намного серьезнее.
Если те, кто отправлял, скажем так, ближнего на тот свет, могут покаяться и войти в Царство Небесное, то осуждающие, если не раскаются в своих грехах и не перестанут осуждать, будут тоже осуждены за те же самые грехи, за которые осуждали.
Господь, как мы знаем, подает нам, попускает нам испытания и искушения подобные тем, в чем судим брата своего. Испытание этим грехом, этой страстью предстоит пройти и нам. И мы, как правило, не выдерживаем это испытание и совершаем большие грехи, чем те, что совершил наш ближний.
Поэтому сегодня, когда идут дни Великого поста, и мы особенно много молимся, и особая благодать пребывает в наших сердцах и душах, и мы особенно видим, что Господь рядом с нами, в тишине этого поста, в тихих храмах, которые затянуты постовыми облачениями, в этой тишине мы слышим глас Господень.
И, проливаясь в нашу душу, этот свет особенно сильно обнажает наши грехи и страсти и показывает, что в нас еще есть осуждение. Мы осуждаем ближних, говорим им колкие слова, злословим против наших ближних.
Да покаемся в этих грехах, раз мы их уже можем видеть, раз Господь уже исполняет прошение молитвы Ефрема Сирина, о чем мы просим Господа. И да увидим мы свои грехи, как песок, сыплющийся из дырявого мешка!
Текст сделан на основе видео.