Как добраться

Проще всего попасть на остров Валаам во время летней морской навигации (май-сентябрь). В это время к кусочку суши направляются метеоры (суда на подводных крыльях) с пристани Петрозаводска, Приозерска, Сортавалы, Питкяранты. Время в пути составит около 50 минут. Но этот вариант остаётся не самым привлекательным, так как многие путешественники не успевают осмотреть все достопримечательности острова.

Для тех, кто хочет задержаться на Валааме подольше, есть возможность нанять небольшой частный катер. Подобные малогабаритные суда можно легко отыскать в любом из вышеназванных портов.

Для ценителей большего комфорта стоит купить билет на круизный лайнер, оправляющийся из Санкт-Петербурга или Москвы. А петрозаводские туроператоры предлагают организованные автобусные экскурсии.

В осенний, зимний, весенний период попасть на остров можно только с помощью воздушного сообщения.

 

Скит Всех святых

Большой скит является первой по времени появления обителью отшельников. Считается, что начало скиту положил преподобный Александр Свирский, построивший в трёх километрах от монастыря уединённую келью. Случилось это в XV веке.

Несколькими столетиями позже благодаря пожертвованиям богатых купцов на месте крохотной лачуги появляются каменные корпуса настоятельского, трапезного, шести келейных зданий, стены, украшенные Святыми вратами и часовня. К середине XIX века скит украсился пятиглавым храмом, который был освящён именем Всех Святых. В те времена в скиту проживало всего 20 монахов, но к концу столетия здесь работали и молились уже около 50 обитателей, за что скит получил название «Большого», а белоснежная церковь подарила название Белого скита.

Скит во имя Всех святых отличался особенно строгим уставом, да и сегодня попасть на территорию обители можно только в первопрестольный праздник вместе с Крестным ходом, обходящим всю территорию. Может быть поэтому паломники, прибывшие на Валаам в обычные дни, обходят Большой скит по кругу, творя молитвы.

Перед началом Великой Отечественной войны скит закрыли. В полном запустении он простоял до 1990 года, когда в скиту вновь появились монахи. В настоящее время на территории полностью восстановлен прежний образ жизни, ведутся реставрационные работы.

Скит Святого Иоанна Предтечи

Этот скит находится в 4-х километрах от монастыря. Занимает он всего около 3-х квадратных километров и имеет второе название: Монашеский.

Временем зарождения скита считается 1855 год, когда на самом высоком холме небольшого островка была возведена часовня святого Иоанна Предтечи. Пару лет спустя сюда смогли переправить Преображенскую церковь, созданную монахами с Валаама во время вынужденного обитания в Волховском монастыре.

Сегодня скит почти полностью разрушен, и только в памяти немногочисленных обитателей хранится память о великих сподвижниках, некогда обитавших в этих местах: схимонахах Иоанне, Никите, Исайе.

Строгость жизни здесь очень напоминала существование в Белом скиту: есть разрешалось только растительную пищу, масло употребляли только во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Женщинам вход на территорию обители был строго запрещён, а миряне допускались только по благословению игумена.

Никольский скит

Этот скит долгое время выполнял функции своеобразной таможни: 12 обитателям монастыря предписывалась досматривать багаж путешествующих и изымать запрещённые к ввозу алкогольные напитки и табачные изделия.

Расположена обитель на небольшом Никольском островке (за что скит и получил своё название), и именно её шатровый храм первым приветствует путешественников. За время своего существования в небольшом скиту его постояльцы сумели обзавестись дорогой, соединяющей крохотный остров и Валаам, а также разбить небольшой сад на привезённой с материка почве.

Достопримечательностью этого скита является гранитный поклонный крест, покрытый изображениями страданий Христа. Сегодня скит вновь функционирует.

Гефсиманский скит

Жёлтый скит получил название благодаря ярким солнечным стенам церкви, посвящённой Богородице. Основным же названием обитель обязана Гефсиманскому саду, в котором Спаситель провёл свои последние часы перед Крестными страданиями. Обитатели этого скита приложили немало усилий, чтобы создать на холодном архипелаге образ цветущего сада: к бухте спускается дорожка, обсаженная величественными пихтами, к часовне ведут симпатичные ступеньки, выбитые в камне.

Расположен скит в пяти километрах от главной усадьбы, на перекрёстке дорог к ферме и основному монастырю. Помимо церкви и небольшой часовни на территории располагается два келейных строения, где живут монахи.

Воскресенский скит

Красный скит получил своё название благодаря бордовому кирпичу, из которого выстроены все строения обители. Воскресенский скит считается одним из самых старых на Валааме: именно здесь, согласно легенде, был поставлен крест, обозначавший присоединение Карелии к христианству. Воздвиг его сам Андрей Первозванный.

Чуть позже на месте креста появилась часовня, а в 1901 году началось строительство Воскресенского скита. Деньги на постройку предоставил богатый купец Сибиряков, который отказался от мирской жизни в пользу отшельничества в суровых условиях Ладожского озера. Правда, позднее он перебрался в Новый Афон.

Спустя три года храм Воскресения Господня (по которому скит получил своё основное название) был освящён, и до 1914 года скит действовал по всем правилам святой обители. Позднее храм был частично разрушен, ценные вещи были перевезены в музеи и частные коллекции, монахам было предложено покинуть остров.

Восстановление скита началось только в 2000 году, но до сих пор монашеская жизнь здесь так и не возродилась. Сегодня в скиту живут местные экскурсоводы, здесь же расположена трапезная, где можно отведать монастырской пищи.

Коневский скит

Этот скит считается самым маленьким. Находится он в центре удалённой лесной чаши, но именно сюда стекается основной поток паломников (туристам вход на территорию строго запрещён). Привлекает их сюда история о чудотворном списке с иконы Коневской иконы Божьей матери, на котором Богомладенец держит двух голубей.

Правда, сама икона затерялась в лихолетье пролетевших времён, да и сам скит был разрушен до основания. Сегодня монашеская жизнь на крохотной подворье начала возрождаться.

Скит Александра Свирского

Это убежище от грехов построил преподобный Александр Свирский, который переселился на небольшой остров в XV веке, покинув Большой скит, откуда начала распространяться молва о его сподвижничестве.  Здесь до сих пор уцелел крест, который по праву считается древнейшим памятником в истории Валаама.

Чуть позже рядом с пещерой отшельника выстроили часовню, которая затем сменилась церковью, где долгое время хранилась частица гроба преподобного Александра. Сегодня святыня считается исчезнувшей, так же как и кипарисовое убранство и старинный иконостас.

Свято-Авраамиевский скит

Обитель была возведена в память о преподобном Авраамии, который родился ещё во времена Крещения Руси и долгое время был прикован к постели неведомой болезнью. Узнав от новгородских купцов о Боге, юноша всем сердцем взмолился о здравии. Его просьба была услышана, и в один прекрасный день молодой человек проснулся полностью здоровым. После подобного чуда юноша отправился в ближайший монастырь, откуда по прошествии некоторого времени перебрался на Валаам, где и принял постриг.

Сегодня небольшой скит постепенно возрождается.

Смоленский скит

В самом последнем по времени постройки скиту долгое время пребывал один единственный человек: иеросхимонах Ефрем. Прибыл он на Валаам в возрасте 12 лет, тайком сбежав от родителей.

Первоначально скит должен был прославлять Валаамскую икону Божьей матери, но из-за того, что образ не был утверждён общецерковно, небольшую церковь освятили во имя иконы Смоленской Богоматери.