Вопрос:
«Как относится Православная Церковь к вегетарианству? Можно ли вегетарианцев считать великими постниками?»
Отвечает игумен Лука (Степанов):
Не думаю, поскольку великие постники — это не йоги, которые, может быть, вообще не нуждаются в пище, а прежде всего носители сокрушённого и смиренного сердца. При таком сокрушении внешние утешения и даже подкрепление пищей перестают быть сильно востребованными.
Ведь святые постники не изводят себя скромностью трапезы, а искренне не желают заменить духовную пищу, к которой относится и слово Божье, и действие Божьей благодати в душе человека, пищей телесной, свойственной животным — удовлетворять свой голод и поддерживать своё земное бытие.
Всякий христианин призван в некоторую меру к этому служению, ведь надлежит избавиться от власти духов тьмы, а Христос внятно для всех сказал, что сей лукавый изгоняется только молитвою и постом.
То есть всегда некоторые внешние самоограничения, то, что мы называем постом, и внутренний порядок внутри человека, правильное расположение, которое внутренне называется молитва. Молитвенное хождение пред Богом в памяти о Господе, в бодрости духовной.
Так вот, именно это молитвенное расположение является сопровождающим всякое аскетическое делание, наружное. Потому лишивший себя каким-то соображением, зоологическим почтением к флоре и фауне, особенно к фауне, лишивший себя пищи животного происхождения опровергает слова апостольские:
«Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе».
Напрасно в другом месте апостол указывает, что «то не вкуси, к этому не прикоснись» исповедуют некоторые суетные люди, запрещая вкушать Богом созданное ради укрепления и поддержания человеческих сил в его земной жизни.
Ничего в пище человеческой, которую Господь даровал в употребление, по евангельскому исповеданию нет нечистого.
И когда иудеи упрекали Христа во время земной жизни о том, что он неумытыми руками вкушает пищу (иудейский закон требовал непременного омовения перед трапезой), или за то, что какие-то виды пищи были доступны ученикам Христовым тогда, как ученики Иоанновы или иудеи сохраняли строгое воздержание.
Господь замечает, что не входящее в уста, но исходящее из уст оскверняет человека, имея в виду, что от избытка сердца глаголют уста, и если всякие нечистота и страсти завоевывают человеческое сердце, то они проявляются гнилыми и небезгрешными словами, что является причиной подлинного осквернения.
А пища не является таким осквернителем, но при условии её восприятия в меру и в соответствии с какими-то определёнными, установленными церковью порядками.
Христос не отвергает пост, когда упрекают его иудеи за его отсутствие в среде учеников, но, говорит, не могут поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених.
Имея в виду нынешний тогда, по тому времени, существующий союз Христа со своими учениками, когда им, очевидно, не было необходимости в отказе от какого-то вида пищи, то, что мы называем постом, тогда как непрестанная полнота богообщения через личное присутствие в обществе Христа Спасителя доставляла им необходимую благодать.
Таким образом, по своему суетному усмотрению, принявшие на себя какие-то ограничения в животной пище, не имеют никакого права быть названными постниками, поскольку их ограничение имеет совершенно не те подлинные духовные цели, которые для поста нам поставляет Господь и церковь.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру