Сегодня я предлагаю Вам поговорить на очень важную для каждого православного человека тему, а именно – на тему ошибок, которые необходимо избегать в период соблюдения Великого поста.

Итак, чему же следует уделить особое внимание?

Первая ошибка: восприятие Поста как диеты

Некоторые люди считают, что соблюдение Великого поста – процедура вовсе необязательная, если Вы и так находитесь в хорошей физической форме.

Однако Пост – это не диковинная православная диета, но благодатное оружие, призванное бороться с нашими греховными привычками. Пост невозможно соблюсти без вознесения молитв и участия в Таинствах Евхаристии.

Пост – это чистое, искренне выражение человеческого покаяния, а в переводе с греческого языка это слово означает изменение нашего ума, нашей жизни. А без чтения молитв и участия в Таинствах Церкви прийти к этим изменениям невозможно.

Вторая ошибка: непомерная строгость

Бывает и так, что человек, глядя в Православный календарь и изучая, в какой день ему можно или нельзя что-то съесть, падает духом. Да, к примеру, в первые два дня Великого Поста держать себя в рамках предписанных строгих правил непросто – не каждому из нас это под силу.

Так и получается: человек денёк-другой Попостится, а потом не выдержит и съест то, что ему хочется с мыслью: «Пускай великие подвижники постятся, не для меня это всё».

Но ещё хуже – насиловать себя, Постясь по всем правилам и со всей возможной строгостью, но вместо радости и благодати испытывать при этом гнев, осуждение и смятение.

Из-за чего подобное случается? Из-за того, что умение соблюдать Пост ещё не выработалось. К каждой условной строгости необходимо подходить вдумчиво, с умеренностью, постепенно.

Третья ошибка: неуместная фривольность

Бывают люди, которые мыслят категориями: они признают или всё, или ничего. Если такой человек не в силах взять себя в руки и соблюдать Пост по правилам, он не соблюдает его вовсе, таким образом лишая себя подлинной, светлой радости от соблюдения Великого Поста, и, следовательно, будущей Пасхи.

Не стоит брать пример с таких людей – помните, что во всём хороша мера.

Трезво и объективно оценивайте собственные возможности, не ищите «лазеек» и удерживайтесь от послаблений. Это не значит, что нужно отказаться от них, однако некоторые из нас позволяют себе излишние поблажки.

К примеру, соблюдают Пост только в течении первой и последней недели. Необходимо ли это? Тут стоит прислушаться к своей совести.

Четвёртая ошибка: осуждать и порицать тех, кто не соблюдает Пост

Это ничто иное, как очередная крайность, продиктованная излишним рвением к вышеупомянутой строгости. Да, существуют люди, имеющие другие убеждения, однако, осуждая их, Вы ничего не измените.

Бывает и так, что в семьях жизнь домочадцев осложняется именно постящимся родственником – пускай он постится сам, не принуждая и не заставляя остальных, в том числе – детей, которым необходимо полноценное и сбалансированное питание, а не христианские подвиги.

-2

К счастью, реже, но случается даже и так, что верующий начальник принуждает к Посту своих коллег, которым это не нужно. Безусловно, подобное недопустимо.

Пятая ошибка: раздражительность и смятение

Эти чувства также являются последствием непомерной строгости. В такой момент можно вовсе забыть о том, что Великий Пост призван рождать в душах наших чувства совсем иного характера: любовь, милосердие, мир, кротость, радость и благость.

При возникновении агрессии и злобы уж лучше употреблять в пищу мясо, нежели чем питаться кровью окружающих!

Шестая ошибка: показная праведность

Давайте вспомним слова Христа, сказанные о Великом Посте:

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.

А ты, когда поститься, помажь голову твою и умой лицо твоё, то есть прими праздничный вид, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне».

Демонстрируя и выставляя напоказ собственную праведность или же обижая отказами желающих угостить нас, мы совершаем злодеяние. Лучше вежливо откажитесь от угощения или же немного нарушьте Пост, но только не отталкивайте человека, от всей души желающего сделать Вам добро.

Седьмая ошибка: считать, что продолжительность Великого Поста ограничивается сорока днями

Загляните в любой Церковный календарь, и Вы поймёте, что это совсем не так. На самом деле Пост длится семь недель, которые, по здравом размышлении, тяжело свести всего к сорока дням.

Объяснить это можно так: период времени до момента наступления Лазаревой субботы называется Святой четыредесятницей – он действительно умещает в себя сорок дней.

-3

После Вербного воскресенья наступает Страстная седьмица – а это ещё одна неделя. В сумме получается сорок семь дней, а если мы говорим о семи неделях, то это уже сорок девять дней.

Иными словами, эти самые сорок дней – ни что иное, как условный, символический отрезок времени, дань памяти и уважения к Посту Иисуса Христа в иудейской пустыне.

Восьмая ошибка: отношение к пище, как к чему-то греховному, скверному

К примеру, некоторые из нас начинают так относиться к мясу убитого животного. Но дело в том, что мясо – наиболее питательная, сытная и полезная пища, необходимая нам для поддержки и укрепления жизненных сил.

Наша религия не запрещает нам употреблять какой-либо вид пищи, в отличие от, например, Ислама или же Иудаизма – согласно этим религиям, продукты могут быть дозволенными или недозволенными.

Смысл в том, что Пост, как и некоторые его ограничения, призваны закалять нашу волю, помогать нам желать для себя полезного и спасительного, но не впадать при этом в неразумные крайности.

Девятая ошибка: считать, что в период Великого Поста недопустимо грешить

Так думают многие из нас, однако это — не совсем верное утверждение. Запомните: нужно беречь себя от греха не только перед Постом, но в принципе в любой момент своей жизни.

Десятая ошибка: считать, что дети, которые были зачаты в период Великого Поста, должны родиться уродами

Пожалуй, это одна из самых страшных и ложных ошибок. Взгляните на статистику, и Вы поймёте, что даты рождения таких дети не имеют никакой связи с датами Постов. Да, в период Великого Поста рекомендуется воздержаться от близких отношений между супругами.

Однако, стоит оговориться, что подобное воздержание должно соблюдаться по взаимному согласию вышеупомянутых супругов и имеет несколько иную цель, а именно – сохранение сил и времени для вознесения молитв.