Вопрос:

«В Евангелии мы читаем «Вера без дел мертва». А в утренних молитвах «Вера да без дел вменится мне». Скажите, пожалуйста, вот как мне понимать, нет ли здесь какого-то разночтения?»

Отвечает батюшка:

Нет, никакого разночтения здесь нет. Это никак не противоречит тому, что говорит святой апостол, когда рассуждает о том, что вера без дел мертва.

Я бы сказал так: дела – это естественное продолжение веры человека. Более того, если нет проявления этих дел, то есть этих поступков, которые направлены на добродеяние, в разных формах добродеяния – это и милосердие, и сострадание, и умение терпеть, и умение просто прощать своих врагов, что немаловажно для нас, христиан, вроде бы такой незаметный акт человеческой воли, но тоже очень важное дело в нашей жизни. Это, естественно, продолжение человеческой веры.

Но когда в молитве мы читаем, что вера без дел да вменится мне, это имеется в виду, что дела не являются первичными, они являются вторичными. Вот это такой тонкий аспект.

Вопрос:  «В Евангелии мы читаем «Вера без дел мертва». А в утренних молитвах «Вера да без дел вменится мне». Скажите, пожалуйста, вот как мне понимать, нет ли здесь какого-то разночтения?-2

Что из чего проистекает? Дела проистекают из веры. Следовательно, если нет этих дел, вопрос стоит о том, какова вера человека.

Но оправдываемся мы не своими делами. Мы оправдываемся благодаря той вере, которая является первичной и которая порождает в нашей душе, в нашей жизни, если хотите, в нашем индивидуальном бытии божественное откровение, силу и благодать действия Святого Духа.

Вот такая сложная, длительная концепция, но, иными словами, человек может открыть двери, образно выражаясь, сердца своего добру, Спасителю, впустить Его, это осмысленный, осознанный человеческий акт его воли, так порождается вера, но остальное за нас вершит Господь.

Он производит в нас обожение, Он силою своей, своего Святого Духа, то есть сам лично, присутствуя в нашей жизни, производит изменения таинственным, удивительным образом: через обстоятельства, через людей, которых мы встречаем, через книги, которые мы читаем, через сновидения, через многие другие моменты, тут можно говорить бесконечно, происходит вот это обожение, то есть постепенное возвращение к первообразу, по которому был создан человек. А создан он был по образу Божию и по подобию Божию.

Вопрос:  «В Евангелии мы читаем «Вера без дел мертва». А в утренних молитвах «Вера да без дел вменится мне». Скажите, пожалуйста, вот как мне понимать, нет ли здесь какого-то разночтения?-3

Я надеюсь, что я ответил на этот вопрос. Хотя вот так вот и витиевато словесно, но тут надо сразу сказать, что ответить на этот вопрос в двух словах невозможно. Он требует рассуждения.

Текст основан на видео с канала «Союз»