Мне — 39 лет. Считаю, что Бог является карателем, судьей, который наказывает нас за любые проступки. От осознания этого чувствую печаль в душе. Как изменить свою точку зрения? Что я могу сделать для этого?
Отвечает батюшка:
Прекрасно, что для Вас характерна рефлексия на собственную точку зрения. Многие люди, в том числе и мы с Вами, пересматривают свою жизненную позицию, набираясь таким образом опыта и делая для себя множество неожиданных открытий.
Думаю, что сомнения относительно Бога как карателя — это уже шаг к переменам Вашего мнения о Спасителе. И тот факт, что Вы не испытываете никакой радости от того, что Бог якобы наказывает нас, — это и есть начало Ваших внутренних преобразований.
Насколько понимаю, теперь Вы начинаете осознавать, что Господь не является карающим, Он является любящим и милосердным. В качестве примера хотелось бы привести цитаты, относящиеся к Священному Писанию. Может быть, они Вас заинтересуют. Если Вы будете периодически читать их, то со временем Ваше мнение касаемо обсуждаемой проблемы начнет меняться.
- «Всегда радуйтесь» (Первое послание апостола Павла для фессалоникийцев) — это как раз о той радости, которую Вы перестали чувствовать. И абсолютно правильно, что Вы стараетесь вновь обрести ее!
- «Бог есть любовь» – эта фраза из Евангелия от Иоанна. Бог не является карой или наказанием, Он является любовью. И любовь — это не просто свойство Господа. В любви заключается Его сущность.
- «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» – это тоже слова из Писания о том, что Бог никогда не причинит человеку зло, Он способен исключительно на добродетель.
- «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» — это слова Иисуса Христа. С их помощью Он призывает людей к милосердию. Не к правосудию, не к отмщению, а именно к милосердию. Милосердие выступает в качестве главного желания Христа.
Как правило, люди не обращают внимания на эти слова. А еще, не углубляясь в Новый Завет или богослужение, мы неверно понимаем то, что слышим, а порой наполняем услышанное мазохизмом, который характерен для русских людей.
К примеру, церковнославянский текст, используемый в богослужениях, содержит следующее: «добрый ответ на Страшном суде Христовом». Но фраза «Страшный суд» является русским прибавлением.
В исходном греческом тексте речь идет о суде, но без слова «страшный». Таким образом, на богослужениях звучит фраза «добрый ответ на суде у Христа». А люди думают, что Иисус Христос — это страшный Судья!
Существует и другой важный момент. Как Вам поступить — решаете исключительно Вы, больше за Вас это никто не сделает. Из Вашего вопроса становится понятным, что Вы двигаетесь навстречу ощущению радости. Но при этом мы знаем, что в основе радости лежат многочисленные факторы, и для каждого человека они отдельные.
Далеко не во всех случаях наш религиозный выбор влияет на ощущение радости. Порой радость зависит от уровня стрессового состояния, от личностных, семейных, особенностей, профессионального удовлетворения.
Кроме того, на состояние радости оказывает воздействие того, как конкретный человек трактует сами понятия радости и счастья.
Стоит также сказать, что каждый человек по-своему относится к Господу. Поэтому, обсуждая неизменность христианской веры, мы не можем говорить о том, что у всех православных унифицированный взгляд на Господа.
Вера по-прежнему выступает в качестве темы личного характера для всех людей.
Да, существуют незыблемые столпы христианского вероучения, такие как Священное Писание или Символ веры. Но каждый конкретный человек находится в сугубо индивидуальных, глубинных взаимоотношениях с Богом.