Вопрос:
«В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?»
Ответ священника:
Где мы можем встретиться с Богом? Конечно, мы можем встретиться с Богом, смотря на красивый пейзаж, поражаться, какую красоту сотворил Бог. Притом это настолько человека поражает, что он в безмолвии застывает, у него даже никаких мыслей нет, только немой восторг.
Помню, когда я занимался горным туризмом, мы зашли в зону альпийских лугов, там были такие очень хорошие озерки, самая по себе полянка была очень хорошая, красивая. Это такая первозданная чистота, потому что людей там мало бывает. И вдруг я увидел Главный Кавказский хребет. Я настолько поразился его мощью и красотой одновременно, что я только рот открыл, смотрел на него какое-то время, в немом восторге.
Это творение Божие. Я тогда был не особо верующий, просто узрел красоту Божьего творения. Но это всё-таки не совершенно. Совершенным может быть только созерцание самого Бога.
Где мы с ним можем встретиться?
Внутри себя. Когда я в своём сердце предстаю перед Богом.
Кстати, почему важна чистота сердца при этом?
Потому что, если я уйду внутрь себя, а мне надо грядку вскопать, там бизнес, там лекции студентам, потом блудные помыслы, естественно, пошли, обиду вспомнил и так далее, и вот я пребываю с этими не очень хорошими помыслами. Даже с точки зрения светского человека, даже не очень верующего, потому что они некомфортные, потому что они мучают, потому что они грешные. Грех всегда мучает.
От них надо отрешиться. Для этого есть практика Иисусовой молитвы, практика утренних и вечерних правил, когда ты должен только перед Богом стоять, посещение литургии, когда ты должен стоять перед Богом и всё отбрасывать. И чтобы у тебя сознание было по возможности, насколько для грешного человека это возможно, чистое от этих помыслов, чтобы ты как-то почувствовал Бога.
Чувствовать Бога – это тоже богословский термин святых отцов. Нужно почувствовать Бога, почувствовать предстояние перед Ним. Когда я перед Ним предстаю, тогда обычно сразу видно все мои грехи мне, сразу видно все мои ошибки, сразу понятно, в чём кается. Потому что благодать Господа всё высвечивает. Сразу понятно, что делать, часто приходит решение всех вопросов.
Конечно, в этих рассуждениях мы тоже должны использовать христианские принципы, добродетели, заповеди. Чтобы мы не просто так рассуждали, выгодно или невыгодно, а именно в свете христианского учения. Когда ты перед Богом предстоишь, это всё бывает без всякого рассуждения.
Но для этого надо постараться. Постараться путем молитвы, путем борьбы с грехом, путем покаяния очистить свое сознание. Поэтому как предстать перед Богом? Надо уединиться в своем сердце и начать бороться с грехами, которые сразу, как только ты их пытаешься предстать перед Богом, выскакивают и начинают тебя мучить.
Как мне один бизнесмен рассказывал:
«Все нормально, все спокойно. Как встаю на вечернее правило, сразу всякие контракты, надо этому звонить, то это, то это, то это. Невозможно молиться. А за пять минут молитвы было все спокойно. Вроде все нормально, теперь помолюсь».
Потому что зависимости: сребролюбие, многостяжание, или еще какие-то такие страсти наши. Так вот и надо молиться, чтобы помыслы начали одолевать, и ты начал с ним бороться. Без молитв с ними не разберешься. Поэтому совершенно не нужно смущаться, что мы во время молитвы встречаемся с бурей помыслов. Наоборот, вот они, мои внутренние злыдни, я с ними могу начать разбираться с Божьей помощью. Могу Бога призывать, чтобы он с ними разобрался.
Вот это как раз внутреннее предстояние. Это путь всех людей. Постепенно, может, какие-то будут такие мгновения, когда ты особенно почувствуешь «Да! Бог есть». Там никаких даже мыслей нет. Бог есть, и тебя поражает сознание. Когда говоришь об этом, это вообще ни о чём. А когда осознание, что Бог есть, тебя поражает, то потом жизнь как-то меняться начинает. Дай Бог, чтобы мы к этому состоянию пришли.
Феофан Затворник это знал, но мы можем только об этом рассуждать. Но, по крайней мере, мы это всё-таки немножко чувствуем. Значит, у нас это всё-таки есть такое предчувствие. Может, не чувство Бога, а ещё предчувствие Бога. И мы должны к этому потихоньку идти.