Вопрос:

«В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?»

Ответ священника:

Где мы можем встретиться с Богом? Конечно, мы можем встретиться с Богом, смотря на красивый пейзаж, поражаться, какую красоту сотворил Бог. Притом это настолько человека поражает, что он в безмолвии застывает, у него даже никаких мыслей нет, только немой восторг.

Помню, когда я занимался горным туризмом, мы зашли в зону альпийских лугов, там были такие очень хорошие озерки, самая по себе полянка была очень хорошая, красивая. Это такая первозданная чистота, потому что людей там мало бывает. И вдруг я увидел Главный Кавказский хребет. Я настолько поразился его мощью и красотой одновременно, что я только рот открыл, смотрел на него какое-то время, в немом восторге.

Вопрос:  «В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?-2

Это творение Божие. Я тогда был не особо верующий, просто узрел красоту Божьего творения. Но это всё-таки не совершенно. Совершенным может быть только созерцание самого Бога.

Где мы с ним можем встретиться?

Внутри себя. Когда я в своём сердце предстаю перед Богом.

Кстати, почему важна чистота сердца при этом?

Потому что, если я уйду внутрь себя, а мне надо грядку вскопать, там бизнес, там лекции студентам, потом блудные помыслы, естественно, пошли, обиду вспомнил и так далее, и вот я пребываю с этими не очень хорошими помыслами. Даже с точки зрения светского человека, даже не очень верующего, потому что они некомфортные, потому что они мучают, потому что они грешные. Грех всегда мучает.

Вопрос:  «В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?-3

От них надо отрешиться. Для этого есть практика Иисусовой молитвы, практика утренних и вечерних правил, когда ты должен только перед Богом стоять, посещение литургии, когда ты должен стоять перед Богом и всё отбрасывать. И чтобы у тебя сознание было по возможности, насколько для грешного человека это возможно, чистое от этих помыслов, чтобы ты как-то почувствовал Бога.

Чувствовать Бога – это тоже богословский термин святых отцов. Нужно почувствовать Бога, почувствовать предстояние перед Ним. Когда я перед Ним предстаю, тогда обычно сразу видно все мои грехи мне, сразу видно все мои ошибки, сразу понятно, в чём кается. Потому что благодать Господа всё высвечивает. Сразу понятно, что делать, часто приходит решение всех вопросов.

Вопрос:  «В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?-4

Конечно, в этих рассуждениях мы тоже должны использовать христианские принципы, добродетели, заповеди. Чтобы мы не просто так рассуждали, выгодно или невыгодно, а именно в свете христианского учения. Когда ты перед Богом предстоишь, это всё бывает без всякого рассуждения.

Но для этого надо постараться. Постараться путем молитвы, путем борьбы с грехом, путем покаяния очистить свое сознание. Поэтому как предстать перед Богом? Надо уединиться в своем сердце и начать бороться с грехами, которые сразу, как только ты их пытаешься предстать перед Богом, выскакивают и начинают тебя мучить.

Как мне один бизнесмен рассказывал:

«Все нормально, все спокойно. Как встаю на вечернее правило, сразу всякие контракты, надо этому звонить, то это, то это, то это. Невозможно молиться. А за пять минут молитвы было все спокойно. Вроде все нормально, теперь помолюсь».

Вопрос:  «В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?-5

Потому что зависимости: сребролюбие, многостяжание, или еще какие-то такие страсти наши. Так вот и надо молиться, чтобы помыслы начали одолевать, и ты начал с ним бороться. Без молитв с ними не разберешься. Поэтому совершенно не нужно смущаться, что мы во время молитвы встречаемся с бурей помыслов. Наоборот, вот они, мои внутренние злыдни, я с ними могу начать разбираться с Божьей помощью. Могу Бога призывать, чтобы он с ними разобрался.

Вот это как раз внутреннее предстояние. Это путь всех людей. Постепенно, может, какие-то будут такие мгновения, когда ты особенно почувствуешь «Да! Бог есть». Там никаких даже мыслей нет. Бог есть, и тебя поражает сознание. Когда говоришь об этом, это вообще ни о чём. А когда осознание, что Бог есть, тебя поражает, то потом жизнь как-то меняться начинает. Дай Бог, чтобы мы к этому состоянию пришли.

Вопрос:  «В книге святителя Феофана Затворника «Путь к спасению» много говорится о внутрипребывании. Как понять, что ты достиг этого внутриприбывания и на правильном пути?-6

Феофан Затворник это знал, но мы можем только об этом рассуждать. Но, по крайней мере, мы это всё-таки немножко чувствуем. Значит, у нас это всё-таки есть такое предчувствие. Может, не чувство Бога, а ещё предчувствие Бога. И мы должны к этому потихоньку идти.