Мы с вами слышали об одном из множества чудес, которые совершил Господь во дни его земного служения. Мы слышали об исцелении расслабленного, который на протяжении 38 лет был одержим каким-то тяжким недугом, таким, который практически лишил его движения.
И вот Господь возвращает его в ряды полноценных членов общества, делает его здоровым, делает его крепким, дает ему возможность жить так же, как все остальные люди. И, безусловно, это чудо не может не заслуживать внимания.
Но, наверное, еще большего внимания в этом евангельском отрывке заслуживает иное. Об этом человеке сказано, что он 38 лет был в таком состоянии.
И было вот это удивительное место, эта купель, куда время от времени сходил, как сказано в Священном Писании, ангел, который возмущал воду так, что она начинала играть, кипеть, и первый, кто погружался в нее, оказывался исцеленным от любой болезни, какой бы он ни имел.
И вот 38 лет этот расслабленный, находящийся на одре, каким-то образом попадает сюда или вообще живет здесь у этой купели и никак не может в ней оказаться. И Господь спрашивает его, почему так получалось, почему он, настолько нуждающийся в помощи, ее не обретал.
И оказывается, что каждый раз кто-то другой, прежде этого человека, погружался в купель, когда сходил в воду ангел. Этот кто-то другой, кто скорее него погружался в воду, был тот, кто оказывался гораздо здоровее, гораздо сильнее, гораздо подвижнее.
То есть каждый раз это были те люди, которые гораздо меньше, чем он, нуждались в этой самой чудодейственной помощи.
И никому из них, и никому из окружающих не пришло в голову, что нужно позаботиться об этом человеке. И за 38 лет никто не подтащил его одр поближе к купели, и никто не постарался погрузить в купель в первую очередь его, настолько сильно испытывающего в этом нужду.
- Как может такое происходить?
- Как люди, сами ищущие милости Божией, сами нуждающиеся в исцелении, могут оказываться настолько жестокосердными?
А на самом деле, людей, которые были там, скорее всего, было немало. И они просто все привыкли вот к этому положению, к этому состоянию.
Есть этот человек, который лежит на своем одре, не встает, как-то ползком пытается периодически переместиться с этого одра в купель, но оказывается уже слишком поздно. И все считали, что это как-то совершенно нормально, что ему так и надлежит здесь быть, и ничего не должно в этом отношении меняться.
Если нам кажется, что это как-то очень дико, очень страшно или очень странно, то, наверное, можно перевести взгляд с евангельских страниц на окружающую нас реальность. И мы увидим, сколько вокруг нас людей, которые точно так же, как этот расслабленный, нуждаются в помощи.
И это не обязательно люди, лежащие на улице, это не обязательно люди, находящиеся в каком-то объективно отчаянном состоянии, потому что иногда таким людям бывает даже страшно подойти, потому что не знаешь, что с ними делать, не знаешь, как им помочь.
Но нет, в жизни каждого из нас рядом немало тех, кому помочь сравнительно легко. Но мы привыкаем к тому, что этим людям трудно, к тому, что они находятся в бедственном положении. Мы привыкаем к тому, что никто вокруг не обращает на них внимания и точно так же не обращаем внимания на них.
Наверное, можно жить и так, но мы видим, что Господь дает нам совершенно другой образ отношения к страданию. Мы видим, что Он за 38 лет оказывается первым, кто не просто оказывается готов подтащить в купель этого расслабленного, но сам подходит к нему, сам говорит с ним, сам расспрашивает его и сам его исцеляет.
Вот так Господь относится к человеческому страданию, так Господь относится к страдающим людям.
Если мы хотим быть вместе с Ним, если мы хотим быть для Него родными и близкими, то мы обязательно должны учиться относиться к страдающим людям так же, потому что спасение достигается через соединение с Богом, а соединение достигается через уподобление.
Узнаем мы Бога только лишь тогда, когда стараемся быть хотя бы немного похожими на Него.
Евангелие – это та удивительная книга, которая рассказывает нам о Боге так, что мы можем хотя бы стараться Ему подражать в этой любви, в этом сострадании и в этом милосердии.
Когда мы на это действительно решаемся, мы начинаем Его узнавать, и подражать Ему, становится легче. И сил у нас становится больше, и наши собственные немощи и недуги переносятся гораздо легче, и открывается наше духовное зрение, которое позволяет видеть, как помочь ближнему. Как взять его подругу и подтащить его к купели, в которую сойдет ангел или к которому подойдет сам Господь для того, чтобы совершить чудо исцеления.
Текст сделан на основе видео с канала «Игумен Нектарий»