Вопрос:
«Что значат слова апостола Павла: “Жёны ваши в церквах да молчат”? Запрещает ли апостол Павел женщинам проповедовать и заниматься богословием? Как тогда относиться к упоминанию в книге Деяний о том, что у святого апостола Филиппа было четыре дочери, девицы-пророчествующие, и о знаменитых равноапостольных жёнах?»
Ответ священника:
Это прекрасный вопрос, потому что к этому фрагменту часто встречается именно такое абсолютно прямолинейное толкование: женский статус в рамках христианской общины, очевидно, должен быть вторичен. То есть женщина не должна нести никаких сложных осмысленных служений. Примеры женщин-богословов в чём-то даже женщин-проповедниц – это все признаки апостасии. Потому что апостол Павел так говорит.
Но нужно заметить, что апостол Павел, наверное, один из самых ярких библейских авторов, который как раз систематически говорит о том, что в служении Богу пол не играет решающей роли. Безусловно, он указывает на определённую социальную рамку и социальную норму.
Причём делает он это не только по этому вопросу, но, например, в его же текстах мы встречаем тезис о том, что рабы должны повиноваться господам. То есть апостол не пытается переломить социальную схему в том виде, в котором она на его этапе существует. Однако подчёркивает, что в Христе нет ни раба, ни свободного, в том числе в Христе нет ни мужского пола, ни женского.
Значит ли это, что тем самым апостол отвергает идею пола как таковую?
Конечно, нет. Равно как он не борется, например, на своём историческом этапе с таким явлением, как рабство, которое нам очевидно кажется абсолютно мрачным и ужасным пережитком прошлого.
О чём же говорит апостол?
В послании к Коринфянам очень большое внимание апостол уделяет богослужению или, шире сказать, христианскому собранию. Люди, собирающиеся в церковь с точки зрения Нового Завета, это безусловно не люди, приходящие в здание, как мы бы сейчас сказали: «Я иду в церковь». Это люди, реализующие церковь, то есть самим своим собранием являющие тайну присутствия Божия в мире. Вот они собрались и деятельно тем самым исполняют двуединую заповедь Христа о любви к Богу и к ближнему.
В этом собрании, очевидно, существуют некие установления. То, что мы бы сейчас, наверное, могли бы назвать в том числе благочинием. Это собрание некоторым образом устроено. Оно не хаотично, оно реализует себя в рамках совершенно понятных, очевидных категорий. Кроме всего прочего, не противопоставляя себя каким-то самым радикальным образом базовым социальным нормам того, как живёт и функционирует современный ему мир.
Поэтому, кроме всего прочего, апостол Павел делает много замечаний относительно организации коринфянами своих богослужений. Среди прочего, например, та же самая 14 глава, из которой цитируются слова о молчащих жёнах, в большей своей части посвящена теме пророчества и дара языков, которые активно присутствуют в коринфской общине, но не все формы которых приветствует апостол Павел.
Он говорит о том, что их собрание выглядит хаотично, в нём происходит параллельно всё и сразу: тут же у кого-то псалом, у кого-то научение, у кого-то языки, и более того, они так усердствуют с даром языков, что пришедший посторонний человек может посчитать, что они сошли с ума или беснуются.
И апостол говорит:
Потому что на данном этапе, напомню, дар языков выглядит как глоссолалия, то есть это говорение на непонятных языках.
Он уже существенно отличается от того дара, который был преподан апостольской общине в день Пятидесятницы, когда каждый из двенадцати заговорил на конкретных языках для того, чтобы быть понятым конкретными народами. То есть в этом смысле это два очень разных дара.
Продолжая тему благочиния, тему устроения церковного собрания, апостол Павел говорит «жёны ваши». Здесь это важная ремарка. То есть не вообще женщины, а обращаясь к коринфской общине, зная специфику коринфской ситуации, апостол им говорит, что в их собраниях их женщины пусть молчат, чтобы не вносить туда большую сумятицу. И так собрание устроено не очень корректно, и так к нему нужно приложить много усилий, чтобы в рамках этого самого благочиния оно хоть как-то отстроилось.
А соответственно, женщины, к тому моменту времени, как правило, не получавшие какого-то систематического религиозного образования, не всегда даже поощрялось их присутствие за религиозными собраниями, как, например, в том же самом иудаизме, где мужчина должен в день субботний быть в собрании, и это заповедь, а к женщине такой заповеди нет.
Поэтому, очевидно, женщины обладали меньшим объёмом религиозного знания в самом простом, самом объективном смысле этого слова. И происходящее точно рождало у них больше вопросов, точно рождало больше недоумений. И апостол говорит, что не надо превращать богослужение в рынок.
Пусть жёны молчат, слушают, научаются, то есть они должны быть за собранием, они не исключены из него никоим образом, и дома, если что-то, спрашивают своих мужей.
Повторюсь, этот текст относится конкретно к специфике конкретной общины, как и целый ряд других повелений, о которых говорит внутри текста апостол Павел. Коринфская община, видимо, достаточно сильно отличалась от всех остальных. Именно в посланиях к коринфянам возникает целый ряд таких тем, которые у апостола Павла далее почти нигде не звучат.
И соответственно, отсыл спрашивающего, к примеру, дочерей апостола Филиппа, это отсыл совершенно корректный. Действительно, церковная традиция с самого раннего своего периода прекрасно знакома с проповедующими, с пророчествующими, с учащими женщинами. В этом нет ничего удивительного и ничего предосудительного.
Огромное количество соработников апостола Павла, в том числе соработников в проповеди, — это женщины. Их он, например, упоминает в Послании к Римлянам. Более того, даже Ветхий Завет, который отражает реалии значительно более архаичного общества, и то указывает нам на женщин-пророчиц. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной ситуации эти пророчицы проповедуют не под спудом, проповедуют не кулуарно, они проповедуют в собраниях, это очевидно.
То есть что Девора обращается к Израилю, что Мариам, сестра Моисея, говорит перед лицом всего Израиля, что, соответственно, дочери апостола Филиппа также пророчествуют в церкви.
Более того, сам апостол Павел в самом же тексте первого Послания к Коринфянам указывает, что вообще-то ситуация пророчествующей, то есть научающей общину женщины нормальна, но она должна быть приведена в порядок, нормативирована.
То есть, например, женщина должна выглядеть подобающим образом в собрании, пусть она покрывает голову, знаменуя над собой ту самую власть мужа, то есть как бы не превознося себя над ним даже тем же самым пророческим даром.
В этом смысле, очевидно, что на всей протяжённости истории церкви обучающие, трудящиеся над проповедью, равноапостольные жёны содействуют проповеди слова Божия наравне с мужчинами.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру