Вопрос:
«Заметил, что после большой радости часто бывают большие гори, поэтому стараюсь особо не эмоционировать. Говорит ли об этом что-либо христианство?»
Отвечает игумен Лука:
Кажется, у вас вполне справедливые замечания об обстоятельствах нашей жизни, и чередования отрады от лица Господня и скорбей, им попускаемых, это и есть наша жизнь. Не заживаемся мы и не засиживаемся в одном состоянии, но мудрый Господь промыслительно чередует в нашей жизни и труды, и напряжение, и ослабление, и утешение.
В драматургии есть такое понятие «спина к событию». Никогда зрителю не будет так интересно наблюдать, как переживает герой положительные новости в своей жизни, если прежде не увидит его приведённым в крайнюю печаль и отчаяние предшествующими обстоятельствами. И напротив, трагедия никогда не взойдет на высоту своей пронзительности, если не обрушится на прежде благополучно жившего человека.
Иов многострадальный, встретивший бесконечные по своему величию и болезненности скорби, первоначально видится нами в предельном благополучии, в окружении здоровых и любимых детей, богатства, телесного здоровья, супруги. И именно после этого обильного, но временного благополучия мы видим подвиг его преодоления тех скорбей, которые попускает ему Бог, для того чтобы прославилось еще более его благочестие, подлинное и сердечное.
Эмоционировать по поводу жизненных удач и скорбей христианство, конечно же, не учит.
Пускай твои собственные эмоции будут не обслуживанием твоего эгоизма, а проявлением сострадания к ближним твоим. Таким образом ты благонадежно сможешь преодолеть различные собственные испытания и трудные моменты жизни. Нужно не забываться в минуты благополучия, не приписывать себе того благоустройства, которым мы временно утешены милостивым Господом.
Не впадать в отчаяние, понимая, что сам Господь возлагает на человека скорби этой земной жизни, помогая ему прийти в то самое необходимое для вечного спасения смирение, которое уже становится нашим пропуском в жизнь вечную. А без терпения в скорбях никто не приобретал души своей, того самого смиренного строения, которого требует от нас Христос:
Так что, мудро заметив, как чередуются в нашей жизни радости и скорби, будем возлагать свое упование на неслучайность всего происходящего, на Господа, являющегося источником всех наших благ. А самое главное — помнить о том, что вся временная жизнь — это лишь приуготовление к благам вечным, ради которых мы и приведены из небытия в бытие.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру