Как известно, символы обладают особенной силой, способностью объединять вокруг себя людей, нести некое послание из другого духовного мира, приобретают значения, которые на самом деле оказываются весьма важными для взаимодействия как людей между собой, так и для взаимодействия между людьми и духовным миром.
Что касается Пресвятой Богородицы и символизма, который с нею связан, то к числу символов Пресвятой Богородицы относятся многочисленные изображения звезд.
Надо сказать, что Церковь никогда раньше не проводила какой-то границы, какого-то разделения принципиального между тем, как эта звезда должна на иконах и других священных изображениях Пресвятой Богородицы выглядеть.
Обычно звезды украшают гиматий, т.е. плащ Пресвятой Богородицы, или её омофор, но также могут находиться на её оплечье или на её челе, или просто изображаться на иконах Пресвятой Богородицы. И можно порою встретить и восьмиконечные звезды, и шестиконечные звезды, и даже пятиконечные, которые украшают собой иконы Божьей Матери или ее одеяния.
Некоторые наши не всегда по разуму ревностные православные христиане какое-то время назад даже вооружались на подобные иконы и говорили, что это все какие-то масонские происки, и что шестиконечные, пятиконечные звезды никак не могут быть на иконе Пресвятой Богородицы, потому что это сатанинские символы.
На самом деле эта звезда и даже красная звезда является опять же украденным у нас с вами, у нашего христианского сознания, у нашего православного символизма, знаменем и образом.
Звезда — это интеркультурный символ, который встречается в самых разных культурах, в самых разных религиях. И многие религиозные и общественные движения, течения оспаривали эти символы друг у друга.
Пятиконечная звезда, пентаграмма — это один из древнейших известных человечеству символов. Самые древние его изображения насчитывают более 3,5 тысяч лет.
И понятно, что пятиконечная или шестиконечная звезда являлась просто одним из таких солярных символов, символов, имевших отношение к небу. И в ее использовании все зависело от того, какой конкретно смысл вкладывался в той или иной религии в этот самый символ.
Что касается звезды, то мы с вами слышим в акафисте, посвященном Пресвятой Богородице и других песнопениях, что Матерь Божия называется звездой незаходимой.
Очень часто Матерь Божия отождествляется со звездой надежды, со звездой, путеводящей человека на его пути к спасению. И звезды подчеркивают такую небесную принадлежность еще в земной жизни Пресвятой Богородицы и ее значение как царицы неба и земли.
В этом смысле совершенно неважно, как эти звезды выглядят, тем более что такое отношение к пятиконечной звезде, как к символу, связанному с колдовством, с богоборчеством, установилось достаточно поздно. Оно относится ко времени Средневековья, когда эту пятиконечную звезду активно использовали всевозможные алхимики и маги в своей символике, в своих сочинениях.
Мы даже видим упоминание об этом у Гёте в его сочинении о Фаусте, где в одной из первых сцен, когда Фауст знакомится с Мефистофелем, и Мефистофель, забежав к нему в дом под видом пуделя, принимает этот сатанинский образ, и удивленный Фауст спрашивает его, как же он смог проникнуть сюда, если перед входом в дом Фауста начертана защитная пентаграмма.
На что Мефистофель отвечает, что то, что дьявол должен был учесть, то пудель мог и не заметить, а кроме того, сообщает, что один из уголков этой пентаграммы начертан не совсем правильно, и поэтому, так сказать, была лазейка, через которую он мог проскочить.
В таком контексте эта пятиконечная звезда начинает использоваться со времен Средневековья, где-то приблизительно с XIV-XV веков, среди алхимиков. В нашей с вами российской действительности мы привыкли представлять себе звезду, в особенности звезду красную, как один из символов советской власти и целиком и полностью отождествлять этот символ с богоборческой советской властью.
Но на самом деле звезда, как один из символов Российской империи, стала использоваться в русской армии еще с начала XIX века. С 1827 года она начинает использоваться на эполетах, а с 1854 года начинает помещаться на погоны офицеров российской армии.
Тогда эта пятиконечная звезда называлась у нас в России звездой Марса, Марсовой звездой и очень часто могла в звезде самой нести также изображение двуглавого орла. Эти символы могли сочетаться и соседствовать между собой.
И только в 1917 году, когда создаваемая буквально после революции Красная Армия, Красная Гвардия спешно искала себе какой-то символ, то не нашла ничего более подходящего, как эту самую звезду. Которая на тот момент и так уже присутствовала в тех кокардах, которые были утверждены временным правительством.
Этот символ красной звезды был вынут из более полных символов с триколором, которые использовались в российской армии, в центр него были помещены изображения молота и плуга изначально, а потом уже плуг заменил серп. И в таком виде эта красная звезда стала носиться на головных уборах красноармейцев и отмечать принадлежность к Красной Армии.
Причем настолько строго, что Лев Давидович Троцкий своим указом даже запрещал гражданским лицам использовать у себя на одежде такой символ, как красная звезда.
Поначалу действительно встречались случаи, когда эта самая красная звезда носилась верхним лучом вниз и двумя лучами кверху, но очень быстро подобное ношение красной звезды стало ассоциироваться среди широких русских масс с бородатой мордой дьявола.
Нельзя сказать, что именно такой смысл вкладывался в этот символ большевиками, хотя их дела, безусловно, свидетельствовали о том, что это не лишено было каких-то оснований в то время.
Тем не менее, даже теперь, когда мы с вами видим такой символ как пятиконечная звезда сейчас в нашем государстве, будем помнить о том, что, во-первых, это старинный российский символ, который имеет историю намного более давнюю, чем использование этого символа большевиками, и в конечном счете этот символ также является украденным у нашего церковного сознания.
Поэтому не будем шарахаться от каких-то там звезд, будь они пяти- или шестиконечные, или восьмиконечные – все это наши символы, которые долгое время жили полноценной жизнью в нашем церковном сознании.
И только от нас самих с вами зависит то, каким конкретно наполнением мы с вами в своем современном сознании наполним и семицветную или шестицветную радугу, и голубой или зеленый, или любые другие цвета, и всевозможные виды звезд.
Все это наша с вами история, все это наш с вами символизм, и мы его своим духовным идеологическим противникам не отдадим.
Текст составлен на основе видео с канала «Экзегет»